«Э, нет — тут сложнее. Против луков — заметь! — никто особо не возражает. Фокус в том, что у лучшего лука усилие на тетиве — сто фунтов, а у арбале­та — тысяча». «Ну и что с того?» «А то, что лучник может свалить лат­ника, лишь попав тому в щель забра­ла, в спайку панциря и тэдэ — высокое искусство, надо учиться с трехлет­него возраста, тогда, глядишь, годам к двадцати будешь на что-то годен. Арбалетчик же стреляет по конту­ру — куда ни попади, все навылет: ме­сяц подготовки — и пятнадцатилет­ний подмастерье, сроду не державший в руках оружия, утрет рукавом сопли, приложится с сотни ярдов, и крышка знаменитому барону N. победителю сорока двух турниров, и прочая, и про­чая...»

 

К. Еськов «Последний Кольценосец»

лучник самурай, стрельба из лука, боевой лук

Ну, об арбалете мы уже рассказывали, а так-то ударения расставлены очень верно. За одним, пожалуй, исключе­нием: «сто фунтов» (килограмм со­рок) для современного спортивного лука и лучника-спортсмена мощность вправду запредельная, избыточная: максимальная сила мужских луков до­стигает 23 кг, женских — обычно ко­леблется в пределах 14-19 кг. Но для лучника-воина, действующего в русле высокоразвитой многовековой тради­ции, и это, и даже вышеназванные сто фунтов — совершенно «пацанячий», смехотворно низкий рубеж! Тут автор «Последнего Кольценосца», кажется, не удержался: попробовал «отыграть», сделать мало-мальски постижимой хотя бы одну из реалий лучного боя. И напрасно! Потому что ВСЕ реалии лучного боя средневековых (и ранее) времен на исторических реконструк­циях абсолютно не отыгрываются, да и к современному олимпийскому спорту тем более неприложимы. Если уж при­водить спортивную аналогию, то Робин Гуд на теперешних чемпионов должен был смотреть столь же отстраненно, как хоккейный вратарь на мастеров фи­гурного катания. Т. е. меньше ли у них нагрузки — отдельный вопрос; в любом случае все это совсем другой вид состя­заний, даром что тоже на коньках.

лучник самурай, стрельба из лука, боевой лук
Вот так стреляли самураи по дальним целям и на дистанции прямого выстрела

Усилие на тетиве у мощнейших из боевых луков — не под 40, а за 80 кг. Кстати, и собственный их вес порой составляет килограмм восемь (против 1,4-1,6 кг — у современного спортивно­го лука). Особенно если мы говорим о крупных цельнодеревянных конструк­циях, вроде знаменитых longbow анг­лийских йоменов. Это ведь не рейка, а настоящий брус очень плотного (толь­ко-только в воде не тонет!) дерева, пусть и зауженный к перехвату посередине и к концам, но зато у основания «рогов» столь объемный, что рукой его там не охватишь.

 

Переведя на воинско-весовые пара­метры средневековья, получим: лук тя­нет на полтора «с гаком» очень тяжелых двуручных меча. Или, если брать сред­ние величины — то даже на пару таких двуручников!

 

В любом случае вес и сила натяже­ния таковы, что совершенно исключа­лось «спортивное» прицеливание— с долгим выбором цели, долгим же удер­живанием лука на весу, тщательным оттягиванием тетивы с хвостовиком стрелы к углу глаза. Весь процесс осу­ществлялся в темпе удара в челюсть: вскинул лук, противоположно направ­ленным рывком обеих рук («на разрыв») натянул, пустил стрелу. А пока вы чита­ли эту фразу — вот уже и вторая стрела полетела...

 

Нагрузки, как видим, тяжелоатлети­ческие. А требующаяся точность — на уровне именно искусства, художествен­ного мастерства.

 

Так как же целиться? «Элементарно, Ватсон!»: процесс прицеливания проис­ходит в мозгу. Нелегко? А вот для этого и надо учиться с трехлетнего возраста, да еще и талант от природы желатель­но иметь, как необходим он для мини­мально приличного уровня, скажем, музыканту.

 

По меркам самого что ни на есть большого спорта все эти требования — из разряда фантастики. Но вот такими «фантастическими персонажами» и предстают лучники любой из великих традиций: британской, скифской, мон­гольской (тут, правда, луки сложносо­ставные, полегче — но все остальное без изменений)...

 

А вдобавок продолжим аналогию с музыкой: вам, дорогой читатель, не кажется фантастическим персонаж вроде даже не Паганини, а любого профессионала-середнячка? Ведь это же совершенно ненаучно — выделывать ТАКОЕ при помощи клееного дерева и конского волоса (и в космическую эру ситуация не изменилась!), хранить в мозгу ТАКОЙ объем звуковой инфор­мации, ТАК упражняться с ТАКИХ малых лет... Представьте себе мир без музыки вообще или хотя бы без Высо­кой Музыки: кто из тамошних писателей-фантастов вообразит, что пальцы и память их соплеменников достаточны для участия в симфоническом концер­те (а его вообразить — сумеют ли?)?

 

В эпоху Робин Гуда на такое нико­му бы воображения не хватило: это как раз был мир без Высокой Музыки. Ну, а мы не вполне можем себе представить лучное искусство (да!) того мира.

 

Дополнительный «музыкальный» вывод: не отыгрывается, кроме искус­ства стрельбы, и мастерство изготов­ления луков. Так что все рассуждения реконструкторов о свойствах матери­ала, форме, нагрузке и пр. заведомо передают лишь часть истины. Конту­ры скрипки Страдивари или Гварне­ри можно воссоздать до микрона, но звучать она будет как фанерный ящик. Тут требуется великая масса «ноу-хау»: режим и срок сушки (и для скрипки, и для лука — многие десятилетия: ше­девр можно создать только из дерева, заготовленного еще при деде!), состав клея... опыт глаза и руки...

 

Дополнительные выводы придет­ся перечислить кратко и сухо, частью даже опустив аргументацию. Итак:

  • Существует устойчивое мнение, будто лучному бою отдавали дань две категории воинов: сверхквалифици­рованные профессионалы — и, в опре­деленной степени, «неполноценные», «неполноправные» бойцы. На самом же деле этой второй категории лук, как правило, не по силам. Причина ясна: нагрузки тут тяжелоатлетичес­кие. Конечно, бывали случаи, когда перестрелку из луков приходилось поручать крестьянскому ополчению, девушкам, подросткам — т. е. тем, кого уж совсем никак нельзя облечь в доспехи и послать в первые ряды. Но такое делалось не от хорошей жизни, а в качестве «жеста отчаянья». И, как правило, ситуацию не спасало...
  • С мощными доспехами, «стан­ковыми» щитами и вообще носимым багажом (включая даже по-настояще­му большой запас стрел) у лучников порой возникали проблемы. Причина та же. Нет, все это порой имелось — но лишь в масштабе отряда: при нали­чии обоза, грамотном взаимодействии с «инженерными войсками»*... Во время Столетней войны подразделе­ния «аршеров» — так, на французский манер, порой именовали своих лучни­ков даже англичане! — довольно часто оснащались рыцарскими доспехами, несколько измененными для удобс­тва стрельбы. Элитные отряды могли быть облачены в такую броню чуть ли не поголовно, но и у остальных в XV в. командиры нередко обладали латной броней современного покроя, а рядо­вые бойцы — устаревшими, «списан­ными», неполными комплектами/
  • За чужой лук в бою браться не следовало, да и на «прадедовский» лук из родового хранилища особых надежд лучше бы не возлагать. Очень это ин­дивидуальное оружие, оно вполне мо­жет оказаться «не по руке», даже если у лучника будет время и полигон для того, чтобы осуществить пристрелку. К тому же «усталость материала» дает о себе знать: лук, в отличие от меча или скрипки, с годами стареет, теряет уп­ругость.
  • Чтобы это старение не прояви­лось почти мгновенно, лук (особенно сложный!) нельзя хранить с натянутой тетивой. Дополнительный вывод: при по-настоящему внезапном нападении лучнику придется худо— нужны не такие уж малые секунды, чтобы изго­товить оружие к стрельбе. И вообще тут возникает масса дополнительных осложнений, особенно если лук: а) мощный; б) малознакомый. Вспомните историю с луком Одиссея, который ни­как не могли натянуть незваные гости! Натянуть в данном случае означает — надеть спущенную тетиву, а не согнуть уже излаженный к стрельбе лук!

 

Ну и еще несколько слов о возмож­ностях и, так сказать, невозможнос­тях лука. Тут мне уж точно придется сокращать аргументацию, но поверь­те — она есть.

 

Какова максимальная скорострель­ность? В отдельных случаях и до 19 стрел в минуту, но это не для мощных луков; для них же — не свыше дюжи­ны. Это, конечно, если стреляет мастер. Иногда говорят и о «семистрельном» рубеже— но рубежом он является либо для довольно ленивого «под­мастерья», либо... для современного лучника-спортсмена, который сперва медленно и тщательно натягивает свой непристойно легкий лук, а потом, це­лясь, удерживает тетиву 6-10 секунд.

 

(Мастера боевого лука восприняли бы это описание как самый неполит­корректный из эстонских анекдотов. Но такие мастера вообще отличались от нынешних спортсменов — даже лучших, чемпионского уровня! — при­мерно как человек, говорящий на род­ном языке, отличается от старательно­го иностранца, выучившего этот язык в студенческие годы.)

 

Ну, конечно, когда счет шел не на минуты, а на долгие часы непрерывной стрельбы — «расценки» были другие. В этом смысле любопытны самурайские навыки, как отдельное качество фор­мировавшие даже не меткость (да нет, о ней тоже помнили — но это особый случай), а именно «долгоиграющую» прицельную выносливость: многочасо­вую, вплоть до полных суток включи­тельно! В чистом виде на поле боя или даже при обороне замка так стрелять не получалось, просто условий не было. Но в ходе состязаний — которые суть не спорт, но смесь религиозного дейс­тва (храмовых церемоний) с воинской медитацией — вошедшие в особый транс рекордсмены выпускали за сутки по 8-10 тысяч стрел. Правда, из несиль­ных луков; правда, в цель попадало не­многим более половины стрел; правда, мишень эта — не «яблочко», а длинная и широкая балка, находившаяся от стрелка в сотне с небольшим метров. Все это правда — но ведь и условия за­предельные! В реальном бою это озна­чало, что лучник может за час сделать этак четыре сотни вполне прицельных выстрелов, причем из более мощного лука и на более серьезную дистанцию. Фактически пара-тройка таких супер­мастеров (пусть даже их прикрывает целая команда щитоносцев: дело того стоит!) способна сорвать серьезную атаку или вести столь «тревожащий» огонь по вражеским укреплениям, что атаки оттуда и не последует.

английские лучники, столетняя война, рыцари
Знаменитые английские лучники времен Столетней войны: как видим, они умело взаимодействуют со своими рыцарями, да и доспехов не чуждаются

В Англии или Монголии такие со­стязания-медитации не были в ходу — но мастерство лучников экстракласса в боевых условиях уж никак не уступа­ло самурайским вершинам.

 

А эффективная дальнобойность какова?

 

Вообще-то стрела порой летит и под (говорят, даже за) 800 м. Сов­ременному луку из высокотехноло­гичных материалов и с массой со­путствующих прибамбасов (включая суперлегкую стрелу из углепластика) под силу и километровая дистанция — но о какой-либо прицельности тут просто не может идти речь, даже для лучника «старой школы». Для нынеш­них стрелков речь об этом не идет уже на паре сотен метров.

 

В принципе, стреляя по дуге, «с на­весом», в очень крупную цель — вроде вражеского лагеря, битком набитого народом, — можно попасть и на пре­дельной дистанции. В монгольских источниках XIII века зафиксирован выстрел в «335 маховых сажен», что составляет 713,55 м,— нет, не просто на дальность, а в цель! Пусть эта цель была здоровенным валуном, «поража­емая площадь» которого превышала таковую у всадника вместе с лошадью: все равно результат феноменальный до сомнительности!

 

Даже если это и правда, здесь все феноменально: и выстрел, и лук, и лучник. За пределами же уникальных достижений результаты скромнее. Но попасть во всадника и даже пехотинца на почти полукилометровой дистан­ции очень хорошему лучнику все-таки по силам. Правда, «мишень» при этом должна проявлять готовность к со­трудничеству, т. е. не ползти по-плас­тунски и не скакать во весь опор.

 

И должна она быть лишена брони, даже самой легкой. Стрела на излете ее, мало сказать, не пробьет, но и сама разлетится вдребезги! Дальнобойные стрелы — легкие, тонкие, почти хруп­кие; бронебойные куда массивней — а потому их очень редко посылают даль­ше, чем на 200-250 м.

 

Вот на таком расстоянии друг от друга обычно и располагаются за­мковые башни, палисады и пр. Тоже неплохо: дальше, чем прицельно бьет рядовой мушкет («мушкетер-снайпер» с оружием исключительного качест­ва способен поразить цель и на трех сотнях метров). Другое дело, что обу­чаться такому мушкетеру нужно даже меньше, чем арбалетчику, да и оружие у него «фабричное», массового изго­товления, неизмеримо дешевле, чем качественный лук!

лучная стрельба, лучники, метательное оружие
А это — та же Столетняя война, но лучники не английские, а бургундские. Обратите внимание, как органично их строй сочетается с тяжеловооруженной пехотой и «инженерными сооружениями». А ведь у англичан все это было классом повыше (включая и искусство лучной стрельбы)

Да, ручное огнестрельное оружие в начале пути сильно уступает могучему луку. Лишь в XIX в. пуля всерьез пре­взошла стрелу. И если бы не супервир­туозность, которая требуется даже не от великого, но от мало-мальски снос­ного лучника...

 

Впрочем, не будем торопиться. Ведь кроме оружия наступательного, существует еще и оборонительное: до­спехи. А как все-таки у раннего лука обстоят дела с бронебойностью?

 

И вот тут мы вступаем на наиболее мифологизированную почву. Причем мифы тут прикрывают СЛАБЫЕ сто­роны даже наиболее сильных луков. Что, разумеется, не в укор самим лу­кам и боевым школам лучной стрель­бы: нет и не будет оружия, обладающе­го только сильными сторонами!

 

Что бы ни говорил почтенный Ар­тур Конан Дойл, да и авторы учебников по истории средних веков — но цельно­кованые латы надежно держат лучную стрелу (впрочем, как и раннюю пулю). Современные эксперименты показыва­ют, что очень мощные образцы лучных стрел способны на ста метрах пробить стальной лист, толщиной и качеством соответствующую легкому латному на­груднику (правда, стрела при этом из­гибается в буквальном смысле Б-образно, а наращивать ее жесткость нельзя: древко попросту сломается при соуда­рении). Это не противоречит тому, что дистанция «бронебойной» стрельбы в средневековье могла и превышать 200 м: теперешние лучники не чета тог­дашним. Но дело в том, что защитные свойства латного доспеха много выше, чем у стальной пластины аналогичной толщины. Как арка кирпичного свода выдерживает много больший вес, чем любой из отдельно взятых кирпичей, так и латы устойчивей, чем их собс­твенный материал...

 

Другие типы доспехов противосто­ят лучной стреле по-разному. В целом слабее высокоразвитых лат — но куда лучше, чем представляется тем, кто в детстве перечитался «Белого отряда».

 

Кольчугу стрела пробивает не толь­ко вблизи, но при этом изрядно рас­трачивает энергию. Разного рода плас­тинчатые наборы не всегда хорошо показывают себя под «ливнем» стрел: уж одна-две капли найдут, куда про­сочиться. Но такая вот пластинчатая, чешуйчатая и т. п. «безрукавка» поверх кольчуги создает прикрытие, преодо­лимое лишь для лучших лучников. Особенно при наличии поножей, нако­ленников, закрытого шлема и щита.

 

А теперь представьте летящую на вас лавину всадников даже не в лат­ной броне, но в такой вот кольчато­пластинчатой экипировке. Стрелять по ним можно... ну, максимум метров с трехсот— иначе, даже при великом мастерстве и мощнейшем луке, эф­фект будет мизерный. Строго говоря, он и с трехсот метров будет крайне невелик, лишь на двух сотнях ситуа­ция изменится сколько-нибудь замет­но. При этом, безусловно, на каждого из таких всадников надо потратить не одну стрелу. То есть кто-то, полу­чивший очень удачное (не для себя) попадание, рухнет сразу — но десят­ки других будут по-прежнему скакать вперед, со стрелами, торчащими из щитов, отскакивающими от шлемов, неглубоко вонзившимися в доспехи). Выстрелы следуют друг за другом с ин­тервалом — будем щедры — 5-6 секунд.

 

Ну и за сколько секунд кон­ница, пусть даже тяжелая (зато в галоп коней пустившая только на простреливаемом участке), пролетит эти 300 метров? Очень хорошие лучники успевали пус­тить по ней 4-5 стрел. При рав­ной численности этого хватало, чтобы нанести наступающим серьезный урон — но все же не могло их по-настоящему оста­новить...

 

Все знаменитые победы ан­глийских лучников (кстати, только Айзенкур приходится на эпоху лат: и Креси, и Пуатье слу­чились в более раннюю эпоху!), кроме высочайшего искусства стрельбы, имеют в активе еще несколько дополнительных фак­торов. Полное отсутствие доспе­хов у самого врага (в Шотландии) или у вражеских коней. Крутой склон. Узкие, раскисшие от дождя до­роги между раскисших от того же дож­дя полей и виноградников. Дебильное командование войсками противника (во Франции — почти всегда). Собс­твенную систему заграждений, хотя бы в виде наспех установленных коль­ев (гоже почти всегда).

 

И при всех этих условиях изранен­ные, поредевшие числом, лишившие­ся большей части коней французские рыцари успевают прорваться к англи­чанам вплотную. Но тут их встречают свежие, невредимые английские рыца­ри, да и сами лучники берутся за мечи.

 

Лучнику-кавалеристу требовалось не меньшее количество «сопутствую­щих обстоятельств». Конные лучники обычно встречались с рыцарями на Востоке, причем опять-таки в основ­ном до создания лат. Кавалерийский лук бывает очень силен и даже не обя­зательно «малогабаритен» — но, как правило, все же и он, и стрела полег­че пехотных. Кроме того, в реальных условиях достаточно тряской скачки, при ЛЮБОМ мастерстве дистанция эффективной стрельбы сокращается.

 

Здорово, конечно, маневрировать, осыпая тяжеловооруженных против­ников стрелами издали. Особенно лихо это выходит на книжных страни­цах — но малыми отрядами получит­ся и во взаправдашней степи. А при встрече больших войск... да еще если бесконечно, «по-скифски» кружить нельзя, а надо в конце концов прикры­вать свои города, стада, гавани...

конный бой, боевой лук, европейский рыцарь
Вопреки распространенному мнению, европейс­кий феодал обычно умел стрелять из лука «в быту» (например, на охоте). Но в бою он этим пользовал­ся нечасто, особенно в бою конном. Впрочем, этот рисунок из французской рукописи начала XIV в. под­тверждает: и такое было...

Кавалерийское копье панцирного польского гусара достигало порядка 5,5 м в длину: где-то на метр больше, чем у среднеевропейского рыцарского копья. Такой длины, как правило, хва­тало, чтобы достать пешего пикинера (потому что, вопреки устоявшемуся мнению, 6-метровые копья у этой кате­гории воинов — БОЛЬШАЯ редкость, а 7-метровые — редкость СОВСЕМ большая). Но не только для боя с пе­хотинцем это копье было предназна­чено, да и не для одной лишь таранной сшибки с себе подобным всадником. Дело в том, что такой дистанции хва­тало и чтобы татарин не пускал совсем уж прицельно самую опасную стрелу: тем последним выстрелом, который де­лается перед вступлением в ближний бой. И чтобы он не метал дротик-дже- рид или аркан — то есть не вообще (это делается на куда большем расстоянии), но столь же прицельно, хладнокровно, используя последние метры, на кото­рых метательное оружие еще имеет выигрыш перед ударным. Между про­чим, длины гусарского копья хватало и для того, чтобы конный казак не мог эффективно пальнуть в «панцирни­ка» из пистолета (либо, на татарский же манер, метнуть аркан или пустить стрелу), — но совершенно не хватало на тот случай, когда пеший казак стре­лял из мушкета. Так что, когда такие мушкеты во времена Хмельнитчины распространились достаточно широ­ко... особенно когда к ним, мушкетам, «прилагались» полевые укрепления, союзная татарская конница и где-то пятикратное численное преимущество (трехкратного могло и не хватить)...

 

Мы отвлеклись. Вернемся из пост­средневекового восточноевропейско­го мира на настоящий средневековый Восток. В мир, где конные лучни­ки воюют с рыцарями до изобре­тения огнестрельного оружия.

сибирский лучник, стрела с наконечником, лук и стрелы
Одна из первых европейских зарисовок...сибирского абригена: нет, не чукчи,скорее ненца. Могучий сложный лук - и тяжелая стрела с наконечником «обратной стреловидности». Такие наконечники равно пригодны для ближней стрельбы по крупному зверю - или для поражения недоспешного врага

При таких стычках выясняет­ся, что войну восточная конница выиграть, как правило, может (за счет очень намного большей чис­ленности и постоянного воспол­нения резервов), а вот выиграть битву у нее (тоже при численном преимуществе!) не очень получа­ется. Рыцарь от попавших в него стрел будет похож на ежика, конь его, прикрытый даже не полно­ценной броней, но хотя бы боевой попоной, — на дикобраза, тем не менее к конным лучникам врага они сумеют прорваться, объяс­нить им все, что намеревались, и умереть последними. Причем зачастую — много лет спустя, от старости: из десятка истыкавших броню стрел лишь одна достанет до мяса, да и то не очень серьез­но. В этом смысле удар стрелы, конечно, гораздо менее эффективен, чем удар копья.

индеец с луком, стрела-гарпун, метательное оружие
Индеец с луком и несколькими стре­лами-гарпунами для охоты на рыбу. Длина каждой превышает 2 м — а диа­метр древка, как видим, приближается к толщине лука!

Другое дело, что на следующий день рыцарский конь сильно убавит резвость, а через несколько дней таких боев и ранений начнет всерьез сда­вать и его хозяин. Так что, если у их противников еще останутся людские, конские, водные, продовольственные ресурсы... В ходе крестовых походов они, как правило, оставались...

 

А как обстоят дела с охотничьим луком? При охоте на некрупных жи­вотных, до пятнистого оленя включи­тельно — очень неплохо. Если есть воз­можность «по-индейски» раз за разом стрелять с безопасного расстояния по крупной цели, вроде бизона, пытающе­гося уйти от конных загонщиков — тут тоже особых проблем не предвидится. Но сразу скажем: для опаснейшей охо­ты-боя с грозным зверем лук пригоден довольно мало. Точнее — не сам лук, а лучная стрела. Даже если мы говорим о ТЯЖЕЛЫХ стрелах, они несоизме­римы с самыми ЛЕГКИМИ дротика­ми. Иначе полностью нивелируется дальнобойность, скорострельность и прочее, за что ценят лук.

 

Кроме того, закон сохранения энер­гии никто не отменял. И при всей тре­нированности лучника его рывок ру­ками «на разрыв» аккумулирует куда меньше джоулей, чем удар боевым топором с размаха или удар тяжелым копьем — особенно всадническим, на всем скаку.

 

Как результат — стрела «тормозит­ся» в плоти могучего зверя куда скорее, чем секирное лезвие или копейный на­конечник. Ее древко тоже гораздо менее способно послужить «рожном, удержи­вающим медведя» (вепря, зубра, боево­го коня), чем древко таранного копья или охотничьей рогатины: оно просто переломится при судорожном движе­нии звериных мышц, не сковав по-на­стоящему движения. Не всегда стрела одолеет и кость, даже относительно слабую. Скорее уж сама сломается, если ударит в кость не под идеальным углом (та же проблема, что и при попадании в доспехи: тонкое древко в этих случаях испытывает слишком сильные вибра­ционные нагрузки).

 

Сходные проблемы возникают и при преодолении стрелой «природных преград» вроде кустарниковой чащи, травяной саванны и т. п. Толща воды тоже служит достаточно серьезной преградой. Например, для лучной охо­ты на рыбу южноамериканские индей­цы используют особые стрелы: двух-, а то и трехметровые. На глубину своего древка такая стрела уверенно проби­вает слой воды, отделяющий стрелка от крупной рыбины, и без отклонений попадает в цель. Однако для стрель­бы «на воздухе» такая техника лучной охоты (или боя) малоэффективна.

немецкий лучник, боевой лук, рыцарь
Этот стрелок — не английский йо­мен (даром что лук у него как раз та­кого типа), но... немецкий ландскнехт. Причем — из эпохи если еще не мушке­тов, то уж аркебуз-то точно: начало XVI в.! Тем не менее время боевого лука еще не прошло

По этой причине с луком не выхо­дят против «крепкого на рану» хищ­ника: тигра, льва, медведя... Нет, если тигр загодя выскочит на открытое мес­то в сотне шагов перед гарцующим от­рядом, то его успеют быстро и леталь­но нашпиговать тучей стрел; но во всех остальных случаях... Собственно, и в остальных случаях может сорваться с тетивы десяток-другой стрел; треть из них, несмотря на стремительность тигриного броска, даже в цель попадет. Чего доброго, тигр случайно получит тяжелую рану — глядишь, даже умрет через пару дней. Это, безусловно, пос­лужит стрелявшему в него лучнику (а также полудюжине его товарищей) ве­ликим утешением на том свете...

 

Больше всего в «Двух крепостях» (фильме) меня шокировала сцена ус­пешной стрельбы из л у ков — сла-абеньких, по полету стрелы видно — в гига­нтских, с лошадь ростом, и по-хищному вертких гиеноволков. Братья-зрители, актеры, режиссер — вы хоть понимае­те, что такая тварь неизмеримо менее уязвима, чем тигр?! Хотя в следующей серии и вовсе появился эпизод, когда Леголас, взобравшись по сплошь уты­канной стрелами туше мумака, как по крепостной стене (ха-ха! А ведь в Китае существовал такой метод штурма кре­постей — только это были особые стре­лы в человеческий рост, выпущенные из станковых арбалетов... Как говорят классики — «совсем другая история»!), занимает «стратегическую позицию» у него на затылке — и... Кто не видел, не поверит: одним выстрелом убивает колоссального мамонтозавра, пустив ему в этот самый затылок хлипенькую стрелу из по-прежнему сла-абенького и ле-егонького лука.

 

(Ну да, так, в затылок, убивали по­гонщики вышедших из повиновения индийских слонов: стальным клином, несколькими быстрыми ударами тя­желого молота. При чем тут стрела? И при чем тут мумак, у которого путь от поверхности затылка до спинного моз­га минимум втрое больше, чем у ин­дийского слона: туда пожарный багор отбойным молотком надо забивать!)

 

Может, стрела была отравлена? Да нет, все равно не выходит. К тому же это слишком особая тема, и мы подсту­пимся к ней в другой раз.

 

А в этот раз, пожалуй, вернемся на нашу землю. Именно на нашу, т. е. на Русь (допустим, Киевскую). Как у нас обстояли дела со стрельбой из лука?

 

«...В книге Марии Семеновой “Вол­кодав”, главный герой которой по всем признакам является нашим иде­ализированным предком, мы, поми­мо всего прочего, встречаем описание веннского (читай — славянского) лука: “...высотой до груди стоящему челове­ку, спряженный добрым мастером из можжевельника и березы, оклеенный сухожилиями и рогом и повитый свер­ху берестой. Страшное оружие. Из та­ких вот и пробивают дубовую доску за двести шагов”. Приятно, когда человек знает, о чем пишет. И вдвойне прият­но, если написано хорошо...»

 

(Б. Агрис и Д. Большакова «Снайпе­ры без винтовки. Луки и арбалеты в ис­тории и фэнтези». «Мир фантастики», декабрь 2003).

 

Ну, кому как. Я, например, приятственных чувств не испытал. Ни при анализе этой вот статьи, ни при чтении «Спаниеля»... пардон, «Волкодава», ни даже при просмотре его недавней эк­ранизации.

 

Прежде всего, береза — грубова­тый ширпотреб (равно как и оклейка берестой). На изготовление луков эти материалы вовсю шли — но не элит­ных!

 

Потом, дистанция двести ша­гов — это заметно меньше, чем двести ярдов. А двухсотярдовое расстояние у английских longbowmen считалось «кандидатским минимумом» для эф­фективной стрельбы: с теми, кто на таком расстоянии не пробивает доску, вообще не разговаривали. «Докторс­кая степень» наступала на 400 ярдах. И это, кстати, не предел. Не будем путать дубовую доску со стальными латами!

 

Так что Пекинесу... то есть Буль­терьеру... ну, вы поняли... особенно хвастать нечем. Даже тем, что он, на мой вкус, скорее норманн, чем славя­нин: фрау Семенофф хронически одер­жима комплексом неполноценности перед Великим Скандинавским Ми­фом и всеми силами отчаянно «славя­низирует» варягов. Но это, как говори­ли классики, «совсем другая история».

 

В любом случае никакому варягу я не посоветовал бы стрелять из такого лука в прыжке с пируэтом, как ухит­ряется Волкодав. Все-таки лук — не винтовка, у которой для выстрела до­статочно нажать на спуск; помимо «разрывного» движения рук в натяже­нии тетивы участвует все тело, вклю­чая (прежде всего!) опорную ногу. Ну и во что же она упирается в момент прыжка?

тетива, крепление тетивы, стрельба из лука
Разные способы крепления тетивы к луку

...В домонгольский период Русь лу­ком на поле боя пользовались эффек­тивно (главным образом — в коннице), но весьма умеренно. Это было вспомо­гательное оружие начала битвы и «ог­невой поддержки» натиска тяжелых копейщиков (тоже конных). Из вели­кого перечня зафиксированных в ле­тописях сражений известно лишь два, исход которых во многом определила перестрелка. Видимо, Русь не пош­ла бы ни по английскому пути, ни по монгольскому. В «доармейский» пери­од лук, как классическое оружие засад, играл несколько большую роль — но к Х1-ХШ вв. стал постепенно отходить на второй план.

 

В новгородских краях он долго играл весьма значительную роль и во время пеших сражениях — но это, по­жалуй, связано вообще с меньшими, чем в остальных регионах, возможнос­тями применения конницы. Впрочем, даже там лук оставался хотя и доста­точно важным, однако все-таки второ­степенным средством ведения боя.

английский лук, пикинер, лучник
Последняя попытка возродить английский лук как «второе оружие» пикинеров. Время действия — 1625 г. Место действия — именно Анг­лия. Источник — трактат Вильяма Ниде, посвященный тактике дейс­твий в боевом строю и фиксировав­ший не «теоретически желательное», а практически осуществленное. Как видно, в ту уже вполне мушкетерскую эпоху отдельные лучники-практики еще встречались — однако сословие, порождавшее английских лучников, уже сошло на нет...

Вряд ли мы ошибемся, сказав, что основной «вектор развития» был ус­тремлен на создание очень своеоб­разной, максимально восточной, но при этом европейской по своему типу конницы как основного войска. Нет никаких оснований сомневаться, что на этом пути были возможны столь же впечатляющие результаты, как полу­чились через несколько веков у тех же польских гусар.

 

Однако вот тут НАСТОЯЩАЯ вос­точная конница державы чингисидов переломила нашу военную — и не только— историю. Огромную роль в этом сыграл кавалерийский лук. Но, безусловно, не сам но себе (рыцарское копье тоже страшно не само по себе!), а как один из факторов крайне специ­фической войсковой культуры, общей тактики боя и т. п. Ведь по чисто бое­вым качествам он не слишком отли­чался от оружия половцев и крымс­ких либо волжских татар, с которыми вполне получалось воевать до и после монгольской катастрофы...

 

Вообще, боевой лук очень во мно­гом — атрибут культуры. Хотя бы по­тому, что лучнику, дабы он состоялся как воин, требуется определенный достаток, досуг (правда, до отказа за­полняемый тренировками), да уж и свобода. С другой стороны, уже состо­явшийся как воин лучник— не оди­ночка, понятно, а «сословие» — и сам способен вполне эффективно отстоять эти свои привилегии.

 

Итак, приходим к выводу: лучни­ков, конных или пеших, как род войск надо использовать грамотно (не правда ли, удивительно свежая мысль?). И тог­да, если не требовать от них невозмож­ного, а, наоборот, использовать силь­ные стороны лучной стрельбы вкупе с сильными сторонами другого оружия, воинской тактики и т. п. — боевой лук вполне способен оказаться одним из козырей, от которых зависит и судьба сражений, и даже (при всей спорности этого утверждения!) контуры цивили­зации...

 

Статья была опубликована в майском номере журнала "Наука и техника" за 2007 год

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!