«Среди цветов — вишня,

Среди людей — самурай»

Японская народная поговорка

 

Древние войны эпохи Яёй (3 в. до н.э. — 3 в. н.э.)

 

Едва только очередная волна переселенцев оказывалась в Японии, как им тут же приходилось вести войну с местными жителями. В период между 3 в. до н.э. и 2 в.н.э. очередная группа пришельцев из Азии принесла с собой два новшества, оказавшихся очень важными: умение обрабатывать железо и обычай погребения в огромных курганах кофун, куда вместе с умершими клали также утварь и предметы их вооружения. Сопровождать их на том свете должны были также и сделанные из обожженной глины фигурки ханива. Обычно их закапывали вокруг могильников, а так как они очень часто изображали вооруженных воинов, ученым археологам их находки очень помогли — так же, как и сохранившиеся в этих древних курганных погребениях остатки доспехов и оружия.

Самурай, Яёи, вооружение, воин
Самурай на фотографии XIX века

В этот период времени, получивший название Яёи, защитное вооружение воинов Японии состояло из деревянных либо кожаных доспехов, имевших вид простейшей кирасы на лямках. Многие воины, особенно в холод, носили куртки из медвежьей шкуры мехом наружу. Однако летом в них было слишком жарко, вот почему кирасы из дерева и кожи вместе с рубашкой-безрукавкой сделались главным нарядом большинства из них. Наспинная часть кирас из дерева при этом выступала над уровнем плеч, в то время как кирасы, сделанные из кожи, нередко имели наплечники из кожаных полос или же напуск на плечи.

 

В ходу были дощатые щиты тэ-датэ, у которых вверху был умбон, напоминавший солнечный диск со спирально расходящимися лучами, нигде больше в других местах не встречающийся.

 

Оружием воинам эпохи Яёи служили копья хоко, прямые цельнометаллические мечи тёкуто, заимствованные из Китая клевцы — алебарды с длинными и короткими рукоятками, а также луки и стрелы. Подбадривать воинов в бою должен был звук специального бронзового колокольчика, звон которого, как считалось, отпугивал злых духов. Заметим, что хотя железо в Японии в это время уже было известно, многие виды оружия вплоть до 4 в.н.э. всё ещё продолжали делать из бронзы.

 

 

Воины эпохи Ямато (3 в.н.э. - 710 г.) и эпохи хейан (794-1185 гг.)

 

В конце 4 — начале 5 века в Японию из Китая завезли лошадей. Причем в самом Китае это было время тяжеловооруженной конницы, имевшей защитные доспехи и на лошадях, и что особенно важно — стремена, обеспечивавшие китайским конникам устойчивую посадку. Что же касается Японии, то здесь коню и всаднику довелось сыграть исключительно важную роль: если раньше в сражениях участвовала только пехота, то теперь к ним добавилась еще и конница, что создало решающий перевес над местными аборигенами.

позолота, доспехи, красные шнуры
Позолоченные доспехи с красными шнурами

Именно поэтому уже в 5 веке японские воины отказываются от щитов, а в их погребениях появилась конская упряжь! Главным их оружием в это время стал большой асимметричной формы (одно его «плечо» было длиннее другого) лук юми и прямой рубящий меч, заточенный, словно сабля, на одну сторону. Китайские записи 600 года свидетельствуют, что японские воины имели луки и стрелы с наконечниками из железа и кости, арбалеты подобные китайским, мечи, длинные и короткие копья, кожаные доспехи. Причем их уже тогда покрывали знаменитым японским лаком, что, впрочем, и неудивительно, поскольку Япония — страна с влажным муссонным климатом, и лакировка металла и кожи для сохранения доспехов была совершенно необходима. Некоторые доспехи для лиц особенно высокого ранга бывали еще и позолочены!

 

Правда, самураями этих воинов еще никто не называл! Для их обозначения существовало куда более возвышенное слово — буси, которое можно перевести русскими словами «боец, дружинник». И, как и воины всех стран мира, они стремились не только к эффективным средствам нападения, но и к не менее надежной защите. К тому же искусство войны не терпит неудобств. Вот почему в это время широкое распространение получили доспехи кейко — как наиболее удобные для всадника.

 

Типичный такой доспех представлял собой пластинчатую кирасу с такой же юбкой, которая доходила до середины бедер воина. Ряд удлиненных и выгнутых внутрь пластинок образовывал талию, а иногда тянулся и вдоль нижнего края юбки; назначение его не совсем ясно. На теле воина такой панцирный кафтан удерживали широкие наплечные ремни из хлопковой ткани (ватагами), которые сверху закрывали воротник и наплечники. Наручи теперь делались из узких вертикальных металлических полос, соединенных при помощи шнуровки. Уязвимым местом у всадника были ноги, поэтому, прежде всего, воин закреплял у себя на ногах панцирные пластины ниже колен. Затем надевались наручи, после чего к поясу привязывались панцирные набедренники, закрывавшие бедра и колени. Кираса вместе с расширяющейся книзу юбкой больше всего походила на современный бушлат, который в талии затягивали поясом. Наплечники, соединенные с воротником, воин также надевал сам, как, впрочем, и все остальное. На пояс вешали прямой меч, голову закрывали шлемом, после чего, с луком в руках, воин был готов к любому сражению.

Доспехи, шнуры, кейко, Япония
Доспехи со шнурами двух цветов

В 8 веке появился вариант кейко, имевший вид разрезного кафтана из четырех частей: передняя и задняя секции в нем соединялись наплечными ремнями, а две боковые нужно было одевать по отдельности. По-видимому, все это было придумано для удобства именно всадников, которые в Японии не столько действовали копьями и мечами, сколько стреляли из своих больших луков прямо с коня.

 

 

Воины эпохи Камакура (1185-1333 гг.)

 

А вот закончилось возвышение буси в эпоху Хэйан неслыханным падением императорской власти и победой сословия воинов. В эпоху Камакура — время первого сёгуната (военной диктатуры) в Японии — все буси были разделены на две категории: гокэнин и хигокэнин. Первые стояли в центре сословия воинов и находились в непосредственном подчинении у сёгуна; вторые представляли собой обычных наемных воинов, служивших кому придется. Военное дело теперь было полностью отделено от земледелия, а все крестьяне превратились в крепостных. И, хотя каждая деревня должна была выделять самураям определённое количество крестьян в качестве слуг или воинов-копьеносцев на время похода, эти люди, получившие звание асигару (букв. «легконогие»), так никогда равными самураям и не стали. Хотя даже среди них встречались отдельные личности, сумевшие выбиться наверх.

 

Зато с доспехами этого времени потом сравниться уже ничто не могло. Дело в том, что именно в эту эпоху в Японии появились доспехи кодзан-до, сделанные из небольших металлических пластинок кодзанэ, связанных между собой текстильными либо кожаными шнурами, для чего в них проделывались отверстия. Они были несколько угловаты, трудоемкость их изготовления была очень велика, зато они прекрасно отвечали своему главному предназначению — служить защитой для конных воинов, стрелявших из лука с коня. Кроме того, они были еще и очень красивы, поскольку в их оформлении отразился утонченный эстетизм этой эпохи. И вовсе неудивительно, что эта их красочность и яркость, не говоря уже о защитных качествах, сразу полюбились всадникам того времени, и в течение нескольких веков — с 10 по 15 вв. включительно — только их они считали достойными себя. Кстати, именно теперь таких воинов все чаще называли словом «самурай» («сабурай»), образованным от глагола «сабурау», что в переводе с японского языка означает «служить великому господину, человеку высшего сословия». Следовательно, самураи в то время были именно слугами крупных феодалов. Они охраняли их поместья, имущество и их самих и были преданы интересам своего хозяина — то есть во всем этом не отличались от княжеских дружинников Древней Руси!

тосэи-гусоку, шлем, работа, Саотомэ Иэнага, кираса
Доспехи тосэи-гусоку со шлемом работы Саотомэ Иэнага (конец 17 начало 18 века), представляющим восьмое поколение школы Саотомэ. На кирасе хорошо видны головки заклепок, поэтому это тип какари-до. Шлем судзи-бати кабуто из 64 пластин, с назатыльником сикоро из четырех пластин кирицукэ-кодзанэ. На отворотах фукикаэси герб из четырех квадратов, принадлежавший в то время семье Такеда. Передний нашлемник типа классического кувагата. На внутренней поверхности тульи подпись: сделал Саотомэ Иэнага

В период Хэйан эти пластины были довольно большими: 5-7 см в высоту и 4 см в ширину. Их делали либо из железа, либо из кожи и обязательно покрывали лаком для защиты от сырости. Собирали их так, чтобы каждая пластинка кодзанэ наполовину закрывала ту, что была у нее справа. В конце каждого ряда добавлялось ещё полпластинки для прочности. Правда, от времени шнуровка растягивалась, и связанные пластинки начинали провисать. Поэтому, чтобы этого не случалось, изготовители стали применять целых три вида пластин, накладывающихся одна на другую. Защитные свойства такой брони были очень высокими, но вес был слишком велик, поэтому пластинки для нее часто делали из кожи. В 13 веке размеры пластинок, которые стали называть иёдзанэ, несколько уменьшились, но зато само их количество в доспехе возросло.

 

Пластинки одного ряда связывались друг с другом при помощи одного шнура. Получались наборы полос, которые соединялись при помощи вертикальной шнуровки кэбики-одоси. Особым шнуром (мимиито), цвет которого отличался от цвета основной шнуровки, оплетали еще и края доспехов, и он обыкновенно был толще и прочнее, чем все остальные шнуры.

 

 

Пластинки обычно окрашивали в разные цвета, для чего использовали органические пигменты. Так, в черный цвет их красили обыкновенной сажей; в ярко-красный — киноварью; коричневый цвет получали смешением красного с черным. Популярность темно-коричневого цвета лака была связана с распространенным в Японии обычаем пить чай и модой на все старое, а красно-коричневый лак создавал впечатление металлической поверхности, изъеденной ржавчиной, пусть даже самой ржавчины на ней не было и в помине. Некоторые мастера соединяли лак с рубленой соломой, добавляли в него обожженную глину и даже толченый коралл. В особо богатых доспехах применялся «золотой лак», получавшийся от добавления в него золотой пыли или даже тонкого листового золота. Красный цвет считался цветом войны. На красных доспехах вблизи была не так видна кровь, зато издали они, напротив, производили устрашающее впечатление: казалось, что одетые в них люди забрызганы кровью с ног до головы.

клан, Хатисука, герб, свастика, кираса, юбка, пластины, наплечники
Доспехи тосэй-гусоку клана Хатисука с гербом мару ни мандзи мон (свастика в круге). 18 век. Кираса ито-сугакэ-одоси иедзанэ нимаи-до с латной юбкой кусадзури собрана из пластин с позолоченным гербом и является архаическим элементом, сделанным в подражание большим доспехам о- рой периода Хэйан (794- 1185). Наплечники содэ из семи рядов пластин хон-кодзанэ имеют сверху цельную металлическую пластину каммуриита. Шлем момонари кабуто (форма «персика») с продольным гребнем посередине тульи украшен маэдатэ в виде рогов оленя и диска с гербом клана Хатисука

Кстати, не только отделка доспехов, но даже простой лак стоил очень дорого. Сок лакового дерева собирают с июня по октябрь, причем лучше всего он выделяется поздно ночью, поэтому его сборщикам в это время бывает не до сна. К тому же одно лаковое дерево за целый сезон, продолжительностью полгода, дает всего лишь одну чашку сока!

 

Весьма сложен и сам процесс нанесения лака на изделия. Дело в том, что настоящий японский лак уруси нельзя сушить как обычно, а нужно, чтобы его полимеризация происходила на свежем воздухе в тени и сырости. Вот почему лакировку крупных партий изделий иной раз производили в земляной яме, по стенкам которой струилась вода, а сверху она была перекрыта пальмовыми листьями. Как и все традиционные японские ремесла, работа с ним требовала большого опыта и терпения, зато и стойкость этого лака к любым воздействиям японского климата и механическим повреждениям была исключительно высока.

 

Классическим доспехом этого типа уже в начале 10 века стал доспех о-ёрой, или «большой доспех», отличавшийся от поздних доспехов кейко тем, что состоял из одной большой детали, которая закрывала воину грудь, левый бок и спину, тогда как его правый бок защищала отдельно надевавшаяся пластина ваидатэ. Кираса называлась до, и в доспехе о-ёрой состояла из четырех рядов пластин накагава. Еще два-три ряда пластин прикрывали верхнюю часть груди и спины. Верхняя часть нагрудника мунаита имела крепления для наплечных ремней ватагами на толстой подкладке, причем сверху к ним были приделаны вертикальные пластины сёдзино-ита, защищавшие шею воина от ударов мечом сбоку.

Доспехи, клан Маэда, пластина, кираса, рельеф,дракон, ромбы
Доспехи тосэй-гусоку клана Маэда с передней пластиной кирасы работы Мейтин Мунэкацу. Начало 18 века. Кираса рокумай до из шести частей с цельной нагрудной пластиной имеет рельефное изображение дракона. На отворотах фукикаэси герб клана Маэда из частично перекрывающих друг друга ромбов

Обычно все цельнометаллические пластины кирасы прикрывались выделанной кожей, чтобы при выстреле из лука его тетива не задевала за их края. Подмышки воина спереди также защищались пластинами, которые крепились на шнурах: сэндан-но-ита из нескольких рядов справа и узкой цельнокованой пластины кюби-ноита слева.

 

Нижнюю часть тела и бедер защищали четыре трапециевидные кусадзури, также состоявшие из соединенных шнурами пластин. Панцирный воротник в доспехах о-ёрой отсутствовал, но зато плечи воина защищали большие прямоугольные наплечники о-содэ, игравшие роль своеобразных гибких щитов. Точкой опоры для них на спине воина служил большой тяжелый бант агэмаки из толстого шелкового шнура, соединявшийся специальными шнурами с наплечниками. Причем вне зависимости от цвета шнуровки на самих доспехах, эти шнуры, так же как и бант агэмаки, всегда были красного цвета, что было и удобно, и красиво.

 

 

В японских доспехах всегда большое значение играли вещи: цвет, материал, также рисунок шнуровки с одной стороны, а с другой — её плотность. И то, и другое для оружейников являлось особым видом искусства: первое — одоси, второе — кэбики. И дело здесь не только в красоте. По цвету шнуров и узорам из них на доспехах самураи теперь легко отличали «своих» от «чужих», хотя, если судить по батальным полотнам, доспехи одного цвета могли быть у разных сторон.

пояс кинхетай, парча, шлем, судзи-бати, пластины, рога, буйвол
Доспехи тосэй гусоку с фамильным гербом риндо (цветок горечавки и листья бамбука). 18 век. Кираса кон-ито-одоси хон-кодзанэ нимай-до имеет плотную шнуровку в стиле кэбики-одоси темно синим шнуром, который также используется на латной юбке кусадзури из шести клиньев. Присутствует наружный пояс кинхетай из зеленой парчи. Шлем судзи-бати кабуто состоит из 32 пластин, украшен натуральными рогами водяного буйвола и гербом риндо на маленьких отворотах фукикаэси. Такой мон (герб) использовался родами Минамото группой семей древней и средневековой Японии, происходивших от детей императоров, которым было отказано в статусе принцев и переведенным в разряд подданных путем предоставления фамилии Минамото и титула «асон», то есть «слуга династии». Эти роды также известны как Гэндзи или Гэнкэ. Именно семьи Минамото стали первыми самураями в истории, возглавив правящую военную элиту на 700 лет японской истории

Считается, что обычай различать кланы по цветам вошел в моду ещё в годы правления императора Сейва (856-876 гг.), когда семья Фудзивара выбрала своим цветом светло-зеленый, Тайра — фиолетовый, Тачибана — жёлтый и т.д. Доспехи императрицы Дзинго, например, имели шнуровку из темно-малиновых шнуров, поэтому их так и называли «доспехи красного шитья». Обычно красный цвет шнуров предпочитали всем другим, а белый – цвет траура в Японии — носили воины, готовые умереть в бою или сражавшиеся за безнадежное дело. Ну, а плотность плетения указывала на положение воина в клане. Тугая и искусная шнуровка, практически закрывавшая поверхность пластинок, была характерна для знати и всадников, у простых пехотинцев-асигару она была довольно редкой, а количество шнуров небольшим.

 

 

Шнуры и цвета

 

Пластинки японских доспехов держались на шнурах: кожаных — гава-одоси и шелковых — ито-одоси. Плотное одноцветное плетение (кэбики-одоси) было самым популярным и одновременно наиболее простым. В том случае, если использовались кожаные шнуры, на них мог быть отпечатан мелкий рисунок из цветков японской вишни. Такое плетение называлось кодзакура-одоси, причем цветы могли быть красными, темно-синими или же черными, а фон — белым, желтым или коричневым. Подобный вид плетения был особенно распространен в конце периода Хэйан и в начале периода Камакура. Если на фоне одноцветного плетения один или два верхних ряда пластинок сплетались шнурами белого цвета, то это было плетение ката-одоси, популярное в начале периода Муромати. Обратный вариант, когда шнуры другого цвета располагались внизу, назывался коситори-одоси; а если полосы чередовались, то это уже было дан-одоси, более характерное для конца этого периода. Плетение из разноцветных полос называлось иро-иро-одоси, и оно также было характерно для конца периода Муромати. Вариант плетения иро-иро-одоси, при котором цвет полосы посередине заменялся другим, назывался катами-гавари-одоси. Более сложным и элегантным было распространившееся с XII в. плетение сусуго-одоси, когда цвет каждой новой полосы был темнее предыдущего, начиная с верхней белой полосы вниз. При этом между белым цветом вверху и основными цветами внизу помещалась ещё одна полоса желтого плетения.

 

Довольно редким был древний вид плетения в виде шевронов: сага-омодака-одоси с углом верх и омодога-одоси с углом шеврона вниз. Цумадори-одоси имел шевронный узор в виде половины угла. Плетение из шнуров, расположенных в шахматном порядке, называлось сикимэ-одоси. Впрочем, это далеко не все разновидности плетения на японских доспехах, поскольку фантазия мастеров, которые этим занимались, была просто неисчерпаемой. Например, на шнуровке мог быть изображен герб владельца доспехов — его мон. Так, свастика могла быть изображена на соде клана Цугару, доминировавшего на севере Японии, а по кресту в круге («конские удила») определяли клан Симадзу с острова Кюсю. Линии плетения могли также идти не прямо, а волнами, а могли составлять оригинальный цветовой узор, как, например, у плетения камацума-дора-одоси. Вообщето части доспехов должны были иметь одинаковый рисунок шнуровки и на о-содэ, и на кусадзури. Однако на доспехах до-мару и харамаки-до о-содэ могли иметь один рисунок, который повторялся также и на туловище, а вот на пластинах кусадзури — другой. Чаще всего это был самый темный цвет полосы на о-содэ.

Дзинбаори, накидка-безрукавка, доспехи, воины
Дзинбаори накидка-безрукавка, надевавшаяся полководцами поверх доспехов

Полное название доспеха включало цвет шнуров, название материала, из которого они были сделаны, тип плетения и, наконец, вид самого доспеха. Таким образом, доспех о-ёрой с чередованием красных и синих шелковых шнуров имел название ака-кон ито дан-одоси ёрой, причем первым всегда шел цвет, который был сверху. Красный до-мару с изображением половины шеврона назывался ака-цумадори ито-одоси до-мару, а харамаки с плетением из черной кожи — куро-гава одоси харамаки-до.

 

Как и во всех других странах, в Японии в это время для окраски шнуров использовались естественные красители, отличавшиеся своей стойкостью. Поэтому некоторые цвета использовались чаще других. Так, наиболее распространенными цветами для шнуровки у доспехов были красный ака, оранжевый хи («огненный»), малиновый курэнай, черный куро, зеленый мидори, синий кон, желтый ки, коричневый тя («чайный»), белый сиро и фиолетовый мурасаки.

 

Синий цвет, получаемый из краски индиго, был популярен, прежде всего, потому, что она защищала шелк от выцветания, тогда как марена и соя (красный и фиолетовый цвета) шелк разрушали, из-за чего красно-фиолетовую шнуровку нужно было восстанавливать чаще, чем любую другую. Очень элегантно выглядели и кожаные ремешки одосигэ, сделанные из кожи белого цвета с изображенными на них красными цветами вишни.

Панцирь, доспех, всадник-самурай, эпоха Эдо окегава-до, пластины
Кираса с кусадзури с эмблемой клана Асано. Панцирь доспеха всадника-самурая эпохи Эдо окегава-до состоит из семи металлических пластин с изображением золотого герба самурайского рода Асано в виде двух перекрещенных соколиных перьев на груди и спине. Верхняя фронтальная пластина кирасы до, верхняя пластина наплечников содэ, детали шлема и защиты бедер хайдатэ декорированы редкостной кожей журавля, представлявшей собой сакральный символ. Шлем судзи-кабуто из девяти железных пластин с усилением ребер, покрыт красным лаком, отвороты и козырек шлема декорированы бронзовыми накладками и кожей журавля, защита шеи сикоро из четырех металлических пластин, переплетенных шелковым шнуром. На шлеме укреплен бронзовый маэдатэ в форме круга с изображением перекрещенных соколиных перьев родовой герб, принадлежавший клану Асано. Железная защитная маска мэмпо снабжена усами и защитой шеи спереди дарэ-какэ, состоящей из трех железных пластин, переплетенных шелковым шнуром. Деревянный сундук с самурайским гербом для переноски и хранения доспехов гусоку-бицу

Впрочем, любая красота требует жертв, и японские шнурованные доспехи в этом плане тоже не были исключением. Плотная шнуровка, закреплявшая их пластинки, не только задерживала острие копья, вместо того, чтобы дать ему соскользнуть, но и впитывала воду в дождливую и сырую погоду, от чего вес доспехов сильно увеличивался. Но мало того, что они становились тяжелыми и вес их обременял воина. Зимой от мороза все эти шнуры легко замерзали и доспехи ломались, а если они были сняты, то их невозможно было надеть. Кроме того, никакая стирка не могла полностью избавить шнуровку от грязи, которая в неё набивалась. Так что во время долгих и дальних походов она начинала дурно пахнуть, к тому же в ней заводились муравьи и вши, что плохо отражалось на здоровье солдат, что в свою очередь отражалось на боеспособности всей армии!

 

 

Доспехи до-мару, харамаки-до и хараатэ

 

Как бы не хотелось самураю иметь доспехи о-ёрой, позволить себе это мог далеко не каждый. Уж очень они были сложными и дорогими. Вот почему все, кто был победнее, носили доспехи до-мару, что значит «вокруг тела», которые появились одновременно с о-ёрой или даже несколько раньше. Доспехи этого типа также состояли из нескольких рядов прошнурованных друг к другу пластинок, однако были устроены так, что пластина ваидатэ оказалась ненужной. Завязывались они на правом боку, поэтому одеться в до-мару было значительно легче и быстрее, чем в более сложные доспехи о-ёрой.

княжеский доспех, усовершенствование,знатные самураи, наплечник
Доспех тосэй гусоку клана Токугава. Начало XIX века. Классический вид княжеского доспеха с крупным шлемом, украшенным геральдическими знаками семьи в виде листьев мальвы. Также шлем украшен изображением золотого дракона, сжимающего огненную жемчужину символ власти над миром

Наплечники о-содэ у них отсутствовали, а вместо них использовались пластинки гёё, имевшие форму древесного листа и крепившиеся к ватагами шнурами. Кусадзури делились на 7-8 секций, чтобы слуге было удобнее идти или бежать рядом с конем своего господина. Правда, по опыту войны 13 века, кусадзури в доспехах о-ёрой также начали разделять снизу спереди и сзади, однако даже в таком усовершенствованном виде они были все-таки слишком тяжелы и не годились для пехотинцев, поэтому популярность до-мару постоянно росла, так что их стали носить даже многие знатные самураи. Правда, они тут же дополнили их наплечниками о-содэ, чтобы лишний раз подчеркнуть свое высокое положение, а сами доспехи постарались попышнее украсить. При этом пластинки гёё стали располагать на груди, заменив ими традиционные нагрудные пластины о-ёрой. В 14 веке, когда многим самураям приходилось служить в крепостях, широкое распространение получили доспехи харамаки-до (или просто харамаки), что можно перевести как «обмотка вокруг живота». Завязывали их на спине, и так как ряды пластинок там не сходили, не было места для узла агэмаки, а значит, что и о-содэ носить с ними было нельзя. Выход нашли, разместив в этом месте узкую и длинную пластину сэ-ита, с одним кусадзури внизу, но так как считалось, что самурай не может повернуться к противнику спиной, многие называли её «пластиной труса». Зато на ней удалось пристроить бант агэмаки и прикреплять к нему шнуры от наплечников как обычно. В конце концов, решили закреплять эти шнуры в кольцах на верхних пластинах, благодаря чему появился новый доспех ёрой-харамаки. Роль пехотинцев в армиях самураев постоянно росла, и чтобы снабдить их хотя бы какой-то защитой, японские оружейники придумали доспехи хараатэ («защита живота»), больше всего напоминавшие фартук с передником. Как правило, их было шесть рядов пластин, закрепленных между слоями лакированной кожи и связанных минимальным количеством шнуров. Как и другие японские доспехи, он имел такие же наплечные ремни на пуговицах, а также завязки, перекрещивающиеся за спиной. Полного комплекта кусадзур и ухараате не было. Обычно их было всего три, а у некоторых и вовсе лишь одна — пластина спереди, которая прикрывала воину низ живота.

 

Шлем с ним тоже не носили, а надевали хаппури — своеобразную полумаску из черного металла, закрывавшую лоб, щеки и виски, а также самые простые наручи котэ из кожи.

 

Впрочем, удобство хараатэ вскоре оценила и японская военная элита, в среде которой их стали носить с повседневной одеждой (вернее, под ней) на случай внезапного нападения.

Доспехи, самурай кохаги-окегава-до, пластины, шлем кабуто
Доспехи самурая кохаги-окегава-до с пластинами, покрытыми черным лаком и шлемом кабуто с маэтатэ в виде стрекозы, конец 16 начало 17 в.

К 15 веку до-мару, харамаки и хараатэ практически полностью вытеснили доспехи о-ёрой из повседневного обихода самураев. Хотя они все ещё продолжали оставаться в цене, а иметь их у себя было очень престижно, надевали их только по самым торжественным случаям, а не в бою. Теперь владельцами их были самураи вроде даймё, а воинам попроще из-за своей астрономической стоимости столь пышные доспехи даже не снились! Иначе и не скажешь, в особенности зная те суммы, что получали мастера за их реставрацию в середине 19 века, да и само их изготовление вряд ли было намного дешевле. Например, доспех до-мару в 1856 году стоил 215 золотых рё, за копию доспехов о-ёрой через семь лет заплатили 300 рё, в то время как только реставрация шлема мастера Миочина Нобуи, сделанного в 1534 году, в 1865-ом стоила 19 рё! Поскольку тогдашний рё равнялся примерно 3 граммам золота, то 300 рё в нашем современном исчислении означали бы стоимость почти одного килограмма золота! В общем, все было точно так же, как и сейчас, когда многие бизнесмены просто обязаны иметь дорогой автомобиль престижной марки, хотя на самом деле эта машина им совершенно не нужна!

 

 

Защита рук и ног

 

Любые доспехи призваны защищать не только торс, но также и конечности воина. И хотя японские оружейники тоже не отступали от этого правила, первые наручи сначала только для левой руки, державшей лук, появились на японских доспехах о-ёрой лишь в конце 12 века. Котэ — наруч для левой руки — имел вид отдельно надевавшегося рукава с пластиной для тыльной части кисти (тэкко). Крепили тэкко двумя петлями за средний и большой палец руки, так что соскользнуть с нее ни эта пластина, ни сам рукав не могли ни при каких обстоятельствах.

 

Снаружи его также покрывали металлические пластины, отделка которых соответствовала отделке всего доспеха в целом. Однако широкий левый рукав кимоно внутри довольно узкого котэ никак не помещался, и, чтобы он не болтался, его приходилось носить под доспехом, заправленным за пояс.

стиль кавари-до, кожа, украшение, фамильный герб, сакура
Доспехи в стиле кавари-до сделанные из кожи и украшенные фамильным гербом клана Такеда в виде золотого цветка сакуры в круге. Сер. XIX в., конец эпохи Эдо

В 13 веке наручи стали носить на обеих руках, что было вызвано распространением такого оружия как нагината, а также всевозможных копий и дротиков. Размеры пластин стали еще больше, а там, где их не было, с 14 века применяли кольчугу (кусари).

 

Интересно, что в Японии, в отличие от других стран, кольчуга просто так никогда не использовалась. Её всегда нашивали на ткань или кожу и при этом обязательно покрывали черным лаком, даже в тех случаях, когда цвет самого доспеха был другим. Столь же оригинальной была и её конструкция. Например, широко применялось четырёх- и шестиугольное плетение, при котором одно круглое кольцо соединялось с четырьмя или шестью. Благодаря этому она плотно прилегала к матерчатой основе, а сами кольца было легко соединять с металлическими пластинками.

 

Но главное отличие заключалось в том, что кольца на японских кольчугах не были склепаны, а соединялись встык либо делались из двух-трех оборотов проволоки и заводились одно за другое, словно современные кольца на брелоках для ключей.

 

 

Кольчуги европейского типа (намбан-гусари) — «кольчуги южных варваров» — появились в Японии только в 16 веке, и, несмотря на то, что они японцам понравились, заклепывать кольца они всё же не стали, а продолжали их просто сводить! Цельнокольчужные котэ были большой редкостью: видимо, доспехам из пластинок японцы все-таки доверяли больше.

стиль окегава-до, фамильный герб, клан Синано, эпоха Эдо
Доспехи самурая в стиле окегава-до, украшенные фамильным гербом самурайского клана Синано. Начало 17 века, эпоха Эдо

Помимо рук воину требовалось защищать также и ноги. Однако вплоть до 12 века даже всадники-самураи носили самые обыкновенные сандалии и плотные обмотки на икрах. Поскольку сколько-нибудь серьезной защиты для ног они не представляли, тогда же стали использовать поножи сунеатэ, а вместо сандалий башмаки куцу с обшивкой из медвежьей шкуры. Обычно сунеатэ состояли из трех металлических либо кожаных пластин, которые соединялись при помощи петель, а сверху покрывались лаком и отделывались золоченым орнаментом. Чтобы они не натирали ноги, их обматывали матерчатыми обмотками кяхан. Закрепляли их на голени при помощи все тех же шелковых шнуров, завязывавшихся сзади. В 14 веке поножи получили пластинчатые наколенники самэ-огэ, а от меховых башмаков отказались все, кроме самураев самого высокого ранга. Во время скачки пластины кусадзури в доспехах харамаки-до часто соскальзывали с ног и оставляли бедра открытыми, поэтому их стали защищать пластинками, нашитыми на ткань штанов. Однако это было не всегда удобно, поэтому тогда же появились и особые набедренники хайдатэ, имевшие вид раздвоенного матерчатого передника с обшивкой внизу из металлических либо кожаных пластин. При ношении хайдатэ нередко подвязывались под коленом, что делало их похожими на своеобразные панцирные штаны.

 

Ходить в них, а тем более ездить верхом, оказалось не слишком удобно, поэтому они широкого распространения не получили. Известны были и поножи из кольчуги, нашитой на ткань (кусари-сунеатэ), которые знатные воины обычно носили под штанами, но так как они не защищали от сильных ударов, то широкого распространения не получили.

 

 

«Современные доспехи» XVI-XIX вв.

 

Огнестрельное оружие, привезенное в Японию португальцами в 1542 году, потребовало изменений в конструкции доспехов, так как теперь им нужно было противостоять не только стрелам, но ещё и огнестрельному оружию.

 

Первым шагом к появлению новых видов защитного снаряжения стало использование шнуровки сукагэ-одоси, отличавшейся минимальным количеством шнуров, соединяющих пластины. Теперь связанные между собой пластинки иёдзанэ все чаще заворачивали в лакированную кожу и только после этого скрепляли их шнуровкой, что облегчало доспехи и сокращало затраты труда на их изготовление.

боевой веер, тэссен, солнечный диск, гравировка, нападение
Японский боевой веер тэссен с двусторонним рисунком в виде золотого солнечного диска на темно-красном поле, из 10 металлических пластин. Две верхние пластины украшены гравировкой и серебряным орнаментом в виде буддийского символа. Эпоха Эдо, конец 18 века. Тяжелый и прочный тэссен предназначался для отражения внезапного нападения или, в полевых условиях, для подачи командующим сигнала начала атаки или отступления. Техника использования боевого веера в качестве оружия самообороны тэссэн-дзютцу и поныне является одним из популярных видов японских боевых искусств

После войны Онин (1467-1477 гг.) появились первые экземпляры доспеха могами-до (по названию местности, где впервые начали его производить), ставшего прообразом доспехов нового типа — тосэй гусоку (по-японски «современные доспехи»), резко отличавшихся от старых. По своей конструкции это были те же старые до-мару или харамаки, но теперь кираса у них состояла из цельнометаллических полос на груди и на спине. Все полосы, которых было пять спереди и сзади, имели подкладку из кожи и соединялись с другими рациональной шнуровкой сукагэ-одоси. Конструкция «юбки» кусадзури в могами-до практически не изменилась, и, так же как и раньше, этот доспех имел пластинчатые наплечники о-содэ, а шлем — назатыльник сикоро.

 

Одновременно стали использоваться пластинки кирицукэкодзанэ и кирицукэ-йёдзанэ — подделку под старинные пластинки кодзанэ и йёдзанэ. Верхняя часть у них выглядела собранной из отдельных пластин, тогда как нижняя представляла собой цельнокованую пластину! А чтобы отличать настоящие доспехи от подделок, использовали специальное название — хон-кодзанэ («настоящие маленькие пластинки»), так как доспехи, изготовленные по старым образцам, стоили намного дороже! Другим переходным типом стал уинобэ-до, в котором крупные поддельные пластины иёдзанэ соединялись плетением сугакеодоси. Причем они породили и вовсе необычную конструкцию дангагэ-до, где в нижней части кирасы использовались мелкие пластинки, в средней части — горизонтальные полосы, а выше в два ряда размещались пластины кирицукэ-кодзанэ.

 

Наконец, в первой половине 16 века появились доспехи окегава-до, в которых горизонтальные пластины панциря соединялись не шнурами, а ковкой, и это уже были настоящие «современные доспехи», породившие многочисленные разновидности.

Котэ, руки, боевое искусство, самураи
Котэ XVI века

Так, если головки заклепок на них были видны, то это были доспехи какари-до. Появились доспехи с горизонтальными пластинами ёкохаги-окегава-до, и с вертикальными — татэхагиокэгава-до. Юкиносита-до, названные так по названию места, где жил знаменитый оружейный мастер Миочин Хизаэ (1573 — 1615 гг.), имели цельнокованые секции на шарнирах, что позволяло их легко разъединять и хранить. При этом плечевые лямки ватагами были также цельнометаллическими, как и шарнирно прикрепленные к ним пластинки гёё и небольшие наплечники кохирэ, характерные именно для тосэй-гусоку. Особую популярность эти доспехи (называвшиеся также камто-до и сэндай-до) приобрели в эпоху Эдо, особенно после того, как известный полководец Датэ Масамунэ (1566 — 1636 гг.) одел в них всю свою армию. Причем вся разница между доспехами воинов высших и низших рангов заключалась исключительно в качестве отделки! Доспехи с гладкой кованой кирасой назывались хотокэ-до, а их курьезная разновидность в виде обнаженного человеческого торса телесного цвета — нё-до или «торс Будды». Кираса катануги-до была стилизована под образ монаха буддийского монастыря: правую её половину составляла пластина нё-до, тогда как левую — пластинчатый панцирь, имитирующий монашескую рясу.

 

Торговля с португальцами привела и к появлению доспехов намбан-до («доспехи южных варваров»), которые делались по образцу европейских. Так, например, хатамуне-до состоял из обыкновенной европейской кирасы с выступающим спереди ребром жёсткости и традиционной юбки — кусадзури.

 

 

Впрочем, для пехотинцев с ружьями такие доспехи оказались слишком дороги. Поэтому во второй половине XVI в. самыми распространёнными в их среде стали татами-до, состоявшие из толстой матерчатой основы с нашитыми на неё прямоугольными или шестигранными пластинами из лакированной стали, часто дополнительно скреплявшихся кольчужным плетением. Ну, а наиболее дешевые доспехи делались с пластинами из кожи, которые опять же шнурами нашивались на ткань и поэтому назывались кавара-татами-до. Полный набор доспехов знатного самурая, кроме кирасыдо, включал шлем кабуто с защитной маской, два непременных меча (дайсё) и ко-гусоку («мелкие части доспеха гусоку») — наручи — котэ, наколенники сунэатэ и набедренники хайдатэ.

Кираса, доспех, грудь, наплечники, завязки
Кираса к доспеху

Полный комплект таких доспехов весил от 8,3 до 12,5 кг, то есть был в среднем в 2-3 раза легче, чем, например, европейские максимилиановские доспехи. Воины низшего ранга асигару носили кирасу и шлем, набор остальных деталей был очень невелик.

 

Окраска доспехов тосэй-гусоку

 

Почти все металлические детали покрывались лаком. Это было необходимо, чтобы защитить сталь от коррозии во влажном климате Японии. Обычно наносилось несколько слоев лака, после полировки образующего зеркально гладкую поверхность. Самым распространённым цветом был чёрный. Из других часто употребляли красный и все оттенки коричневого. Остальные цвета практически не использовались. Изредка поверхность металла подвергалась золочению (это более характерно для ко-гусоку, хотя известны и целиком позолоченные доспехи). Не всегда все части доспеха были одного цвета — например, чёрная кираса могла сочетаться с красными или позолоченными содэ и кусадзури.

 

Гладкая поверхность доспехов гусоку служила превосходной основой для нанесения различных изображений. Чаще всего на груди помещали герб сюзерена (мон). У знатных самураев её поверхность могли украшать изображения цветов, животных, буддийских символов и т.д. Рисунки в основном были одноцветные — светлые на тёмном фоне доспеха. Переплетавшие стальные пластины шнуры добавляли доспехам яркости, однако плетение шнурами сугакэ-одоси было всегда одноцветным. Самым распространённым цветом был темно-синий, реже использовались чёрные, красные, белые, пурпурные, оранжевые и зелёные шнуры. Плотное плетение кебики-одоси могло быть как одноцветным, так и многоцветным. Разноцветное плетение повторяло узоры на старых пластинчатых доспехах. Чаще всего использовали рисунок в виде «шеврона», обращённого углом вверх или вниз (соответственно омодака-одоси и сагаомодака-одоси), плетение иро-иро-одоси, где каждый ряд имел свою окраску, и вариант, в котором шнуры были окрашены в разные оттенки одного цвета: вверху светлые, внизу тёмные (сусого-одоси) или наоборот (ниои-одоси).

 

 

Как одевались самураи?

 

Процесс облачения самурая в доспехи было делом нелегким, оно отнимало много времени и сил, а выполнялось строго последовательно. Опишем этот процесс от начала до конца и мы.

 

Процесс облачения в доспехи начинался так: прежде всего самурай надевал на голое тело набедренную повязку фундоси, она могла быть короткой или длинной. Следующий этап был таким: поверх набедренной повязки фундоси самурай надевал длинную рубаху ситаги.

Самурай, битва, японская история, император
Японский рисунок на свитке «Самурай перед битвой», сделан не ранее 1890-го и не позднее 1934 года. На свитке изображен реальный герой японской истории - сын знаменитого Кусуноки Масасиге (1294-1336 гг.) Масацура, который вместе с младшим братом, как ранее его отец, погиб в неравной битве, сражаясь за императора. По легенде, его последние слова были: «Если б у меня было семь жизней, я отдал бы их все за мою страну!» На нем доспехи типа харамаки-до, а ножны меча обтянуты мехом

Поверх ситаги на талию надевался длинный пояс оби, самураи дважды оборачивали его вокруг тела и завязывали узлом, обычно спереди. Поверх ситаги и оби надевались широкие штаны хакама — особая привилегия воина-самурая, которой пехотинцы-асигару, набиравшиеся из крестьян и самураями не считавшиеся, были лишены — так же как и права на головные уборы эбоси или каммури, которые им как простолюдинам носить запрещалось. Принято считать, что самурайские доспехи были удобнее европейских в том плане, что их можно было надевать без посторонней помощи. Однако в реальной жизни самураи без помощи слуг или родственников практически никогда не обходились, тем более что помощников у них всегда хватало. Например, участие в этом сложном процессе могла принимать и жена: например, затягивала мужу шнуровку на спине, а в конце надевала на руки панцирные перчатки югакэ. Сам же самурай в это время обычно сидел на кара-бицу — ящике для доспехов о-ёрой.

 

Полный комплект одежды, которую самураи носили под доспехами (ёрой-хитатарэ), дополняла особая парчовая куртка, имевшая широкие рукава. Тесемки правого рукава куртки затягивали на запястье, охватывая петлей средний палец, что не позволяло рукаву «убежать».

 

После куртки наступал черед ножных доспехов: на ноги самураю надевали поножи сунэатэ, а также обувь, которая по традиции сверху была отделана мехом медведя.

 

В том случае, если самурай надевал набедренник хайдатэ, его подвязывали, во-первых, к поясу, а во-вторых, еще и под каждым коленом.

 

 

Левый рукав куртки самурай обычно снимал и засовывал себе за пояс, после чего надевал на левую руку особый панцирный рукав котэ. Этот рукав также имел специальную петлю, которая должна была надеваться на средний палец, и прочные завязки, которые закреплялись на правом боку.

 

Теперь воину следовало надеть пластину вайдагпэ вместе с отдельной секцией кусадзури и все это опять на себе хорошо закрепить. В том случае, если самурай не планировал защищать лицо маской, слуга подвязывал ему нашейник нодова, прикрывавший грудь.

 

Затем следовали все остальные секции доспеха о-ёрой и наплечники о-содэ, закрепить шнуры от них на узле агэмаки самому воину было практически невозможно, это мог сделать только слуга или другой помощник. Доспехи после этого требовалось очень туго затянуть в талии, чтобы их вес равномерно распределялся не только на плечи, но и на бедра. Поверх доспехов самураи повязывали цветной пояс ува-оби — еще один знак самурайского достоинства: за поясом носили мечи и кинжалы.

Сёгун, шапочка, шкуры, лук - юми, боевой веер тэссэн
Японский рисунок на свитке «Сёгун в походной ставке», 1880-90-е гг. Суровый военачальник изображен сидящим на походном стуле, покрытом медвежьей шкурой в полевой ставке. На голове самурайская шапочка из черного шелка хики-татэ эбоси, под дорогим парчовым кимоно виднеется шелковое плетение доспехов, колени прикрывает шкура кабарги поверх парчовых хакама, отвороты шкуры подвязаны к поясу оби, к которому приторочен меч тати. В руке воин держит большой лук - юми, причем на нее надет панцирный рукав котэ. За спиной виден колчан, полный стрел. Другой рукой сёгун сжимает командный боевой веер тэссэн

Затем нужно было заткнуть за пояс кинжал танто или короткий меч вакидзаси — традиционное оружие самурая, парное его длинному мечу. При этом было принято пропускать ножны через отверстие кольца цурумаки, служившего для ношения запасной тетивы к луку.

 

Затем на пояс при помощи прочного шелкового шнура сагэо привязывался меч тати — второе по значимости оружие японского всадника после лука.

 

Колчан эбира со стрелами я (стрелы при этом могли закрываться тканым чехлом) также крепился на поясе при помощи специального шелкового шнура.

 

В самом конце на лицо самурая накладывали защитную маску, а на голову надевали шлем. Лишь после этого облачение воина можно было считать законченным. Как видно, одеться для битвы в доспехи о-ёрой самураю было не так-то легко. Этот процесс занимал достаточно много времени, так что менее красочные, но более практичные доспехи европейцев XI—XV вв. по сравнению с японскими даже выигрывают!

 

Статья была опубликована в апрельском номере журнала "Наука и техника" за 2014 год

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!