В отличие от авиационного музея в том же славном городе, Морской музей расположен максимально удобно и любой желающий без труда найдет его на Аллее Прадо неподалеку от одноименного главного художественного музея Испании, в который тоже грех не сходить.

 

Сам Музей удобный, простой для "навигации", экспозиция дает цельное представление о всей истории испанского флота, залы светлые, а персонал – доброжелательный. Правда, фотографировать на "мыльницу" не везде хорошо, а именно она была у меня в руках в тот день и я триста раз пожалел об оставленном дома по банальной причине (чемодан оказался не резиновый) зеркальном Никоне. Чего я достиг тем инструментом, что был – судите сами.

 

Встречают посетителей штурвал и компас – без них ведь на море нельзя. Не знаю, был ли в испанском флоте корабль с названием "Наутилус", но именно это значится на бронзовой табличке на штурвале. Может, это просто декоративный символ, а вот компас – совершенно настоящий, и вел он нас правильно.

Штурвал судна NAUTILUS
Штурвал судна NAUTILUS. Да, бывало сил одного рулевого не хватало, чтобы держать парусник на курсе
Корабельный компас
Корабельный компас. Его картушка плавала в спирте, справа фонарь для подсветки ночью, внизу – указатель поворотов

Флот Испании – наследник морской славы античной Римской империи, в состав которой эта страна входила в древние времена. Конечно, нация на берегах Средиземного моря и Атлантики не могла оставаться на них и это наследие толкало ее в плавание

Модель боевого корабля античных времен
Модель боевого корабля античных времен – такие две тысячи лет назад бороздили просторы Средиземноморья, торгуя и воюя друг с другом

На дне морей с тех пор покоится бесчисленное множество затонувших кораблей. Они манят жадных до наживы сказочными кладами, а археологов – такими вот обросшими раковинами амфорами прочей утварью, совершенно обыденной в те времена, потому являющейся их свидетелем. Так может это и есть настоящее сокровище, что таят моря?

Древняя амфора
Древняя амфора – трофей подводных археологов

Но и само море издревле давало человечеству все, что ему нужно для жизни – от пропитания до предметов роскоши, которые мастера делали из раковин и костей рыб, морских животных. Из морепродуктов, например, делались краски, которые позволяли ткани столетиями сохранять свой цвет даже под тропическим солнцем! Современная химия на это ведь неспособна. Владеть морем означало быть богатым.

Вот они, дары моря. Это, конечно, просто символ, на деле все куда круче, за них мировые державы веками вели бескомпромиссную войну!
Вот они, дары моря. Это, конечно, просто символ, на деле все куда круче, за них мировые державы веками вели бескомпромиссную войну!

Испания – католическая страна, была, по крайней мере. И церковь сразу поняла значение моря. Она призывала королей строить флот, она финансировала строительство флота, она посылала его в дальние моря. Но те открытия, которые сделали моряки, первыми заставили отступать догматы веры – когда человек смог заглянуть за горизонт, он увидел мир совершенно не таким, как значилось в Писании. И догматы веры пошатнулись...

Флот Испании шел в море под сенью креста и с изображениями святых на своих кораблях
Флот Испании шел в море под сенью креста и с изображениями святых на своих кораблях. Часто капеллан был вторым человеком на борту после капитана и среди команды не было ни одного еретика и тем паче (да Боже упаси!) – атеиста. Но вот парадокс – именно морские путешествия и привозимые оттуда знания постепенно привели к переосмыслению человечеством картины мира. Церковь пыталась бороться с этим, но не смогла ничего сделать. А началось с того, что ей пришлось признать: Земля – это шар!

Музей 28 сентября 1792 года основан по приказу дона Антонио Вальдеса и Фернандеса Базана – морского министра короля Карлоса IV как учебное заведение для подготовки флотских офицеров. Естественно, вход простым смертным туда был воспрещен. Но по инициативе королевы Изабеллы II с 19 ноября 1843 года доступ публике туда был открыт

Портрет королевы Изабеллы II
Портрет королевы Изабеллы II. Это ей спасибо за то, что сюда теперь можно прийти

Вообще испанские монархи опекали Музей, дарили ему экспонаты и всячески помогали. Даже в такие трудные времена, какие достались Альфонсо XIII – при нем Соединенные Штаты отобрали у Испании Кубу и Филиппины, при нем террористы убили четырех премьеров, сам он наконец был изгнан революцией в 1931 году и умер в Италии. Но вот теперь в Морском музее мы видим его в бронзе.

Король Испании Альфонсо XIII
Король Испании Альфонсо XIII

Традиция продолжается и сегодня. Но основные затраты на содержание Музея лежат все же на плечах национального флота, и он о Музее не забывает. Об этом говорит этот свежий, 2011 года, двухметровый сувенир – дар командования ВМС Испании и его Морского министерства. Но главное свидетельство заботы – образцовое состояние Музея и его экспонатов.

В память о визите в Музей командование ВМС Испании и руководство его Морского министерства в 2011 г. оставили эту доску
В память о визите в Музей командование ВМС Испании и руководство его Морского министерства в 2011 г. оставили эту доску

На этом официальную часть позвольте закончить и перейти к делу.

 

Как я уже говорил, Музей вначале был военно-морским училищем. И от него в наследство остались вот такие экспонаты – модели кораблей. Многим уже не одна сотня лет и изготовлены они были как образец для постройки настоящего корабля. А потом эти модели служили учебным пособием для гардемаринов.

 

К сожалению, я не всегда могу правильно определить, к какому классу принадлежало то или иное судно, модели которых увидел. Дело в том, что на информационных табличках ко многим экспонатам парусной эпохи (особенно, к самым старым) значится просто "nao" – по-испански  это корабль, судно, лодка, что угодно плавающее. А может в то время четкой классификации еще просто не было?

Старинная модель испанского военного корабля времен средневековья
Старинная модель испанского военного корабля времен средневековья. Рядом – орудия, которые на таких судах ставились

Значительное место в экспозиции Музея занимают образцы морского вооружения – как собственно корабельного, так и личного оружия моряков и пехотинцев, которые отправлялись с ними в заморские походы. Также можно увидеть крепостную артиллерию, защищавшую входы в морские порты и базы. Чаще всего – это сохраненные с давних лет оригинальные образцы, многие – именные.

Эти бомбарды изготовлены по заказу флота Испании где-то в промежутке между 1470 и 1525 годами
Эти бомбарды изготовлены по заказу флота Испании где-то в промежутке между 1470 и 1525 годами. Несмотря на внушительный наружный диаметр стволов их калибр совсем невелик – у верхней 55 мм, у нижней - 57,5 мм
Средневековое корабельное (?) орудие
 
Средневековое корабельное (?) орудие
Средневековое корабельное (?) орудие – уже на колесном лафете, который ускорил процесс перезаряжания, выполнявшийся с дула. Это было важно и если пушка стояла на артиллерийской палубе корабля, и если она была крепостной где-то на форте у берега моря. Такие лафеты сильно отличались от полевых и не предназначались ни для перевозки по дороге (разве что один раз - на место установки), ни тем паче для маневра по пересеченной местности. Обратите внимание на размер колес и механизм фиксации в боевом положении
А это точно корабельная пушка, вернее, то, что осталось от нее
А это точно корабельная пушка, вернее, то, что осталось от нее. Штука старая, 1550 год, и казенную часть ржавчина уже съела полностью. Она крепилась на верхней палубе корабля на шкворне к фальшборту и могла как поворачиваться по азимуту, так и подниматься или опускаться по углу возвышения. Такие пушки применялись непосредственно переда абордажной атакой и даже в ходе ее, когда уже рукопашная идет благодаря легкой и сравнительно точной наводке. Вот только я не смог понять, а как фиксируется ствол в момент выстрела? На таком шкворне пушка просто «болтается», неужели руками канонира?! Подскажите, спецы...
Вот лучше сохранившиеся (но очевидно, и не такие древние) образцы орудий малого (порядка 50 мм) калибра, которые устанавливались на верхних палубах европейских кораблей во времена позднего средневековья и в начале «нового времени»
Вот лучше сохранившиеся (но очевидно, и не такие древние) образцы орудий малого (порядка 50 мм) калибра, которые устанавливались на верхних палубах европейских кораблей во времена позднего средневековья и в начале "нового времени". На их казенных частях видны хвостовики – может для станка вроде тех, что применялись на тяжелых карронадах?
Такие пушки ставились на испанских галеонах, эта сделана в 1607 году
 
Такие пушки ставились на испанских галеонах, эта сделана в 1607 году
Более крупный калибр - около 150 мм. Такие пушки ставились на испанских галеонах, эта сделана в 1607 году. Она могла стрелять каменными или  чугунными ядрами, бомбами (разрывными ядрами), зажигательными снарядами – брандскугелями и специальными снарядами в виде гантели или из двух ядер, соединенных цепями. Последними ломали рангоут и рвали ванты на вражеском корабле
Чтобы при этом пушка служила дольше и ее не разорвало, когда канониры перестараются, ствол скрепляли такими обручами. Как я понял (если не так, спецы меня поправят) их насаживали, когда отливка ствола была еще настолько горячей, что светилась красным
Для того, чтобы стрелять на большую дальность, более тяжелыми снарядами или сообщать им большую скорость (а представьте себе, проблема «бронепробиваемости» стояла и в эпоху деревянных парусников!) надо было увеличивать пороховой заряд и удлинять ствол. Чтобы при этом пушка служила дольше и ее не разорвало, когда канониры перестараются, ствол скрепляли такими обручами. Как я понял (если не так, спецы меня поправят) их насаживали, когда отливка ствола была еще настолько горячей, что светилась красным
Но такие кольца нужны были только для чугунных пушек. Бронзовые обходились и без них, но были дороже. Обычно это были настоящие произведения искусства. Представляете себе это в руках немытой матросни?  А может она была не такой уж и «немытой» и вполне могла оценить изящество этой вещи?
Но такие кольца нужны были только для чугунных пушек. Бронзовые обходились и без них, но были дороже. Обычно это были настоящие произведения искусства. Представляете себе это в руках немытой матросни?  А может она была не такой уж и «немытой» и вполне могла оценить изящество этой вещи?
Бронзовые орудия корабля испанского флота
 
Бронзовые орудия корабля испанского флота
Бронзовые орудия корабля испанского флота "Сан Диего" и каменные ядра, которыми они стреляли – XVI век
Специальные снаряды для разрушения рангоута и снастей парусных судов
Специальные снаряды для разрушения рангоута и снастей парусных судов. После выхода из ствола они начинали хаотично вращаться, сметая все на своем пути
Те же пушки «Сан Диего». Оцените размер!
Те же пушки "Сан Диего". Оцените размер!
Еще одна корабельная пушка XVI-XVII века. На тот момент – шедевр металлургии
Еще одна корабельная пушка XVI-XVII века. На тот момент – шедевр металлургии
А это скорее всего сигнальная или салютная пушка, но точно не скажу
А это скорее всего сигнальная или салютная пушка, но точно не скажу

Вот несколько слов об артиллерии, но вернемся туда, где она ставилась – на палубы испанских кораблей. Как я уже говорил, заметную и весьма интересную часть экспозиции Музея составляют старинные модели военных кораблей. Они использовались как "3D-чертежи", а затем как наглядные пособия для гардемаринов.

 

А теперь, переходя от экспоната к экспонату, мы можем проследить, как развивалась корабельная архитектура, а ведь в то время испанцы были в ней настоящими законодателями мод.

Модель средневекового испанского корабля. Похожа на каравеллу, но на табличке значилось обычное «nao»
Модель средневекового испанского корабля. Похожа на каравеллу, но на табличке значилось обычное "nao"
Наверное, не скоростной, но прочный и маневренный корабль
А кто может определить класс этого судна? По внутренней конструкции похоже на два корпуса, сшитых между собой. Наверное, не скоростной, но прочный и маневренный корабль
Испанский галеон
Испанский галеон – наверное, времен "Непобедимой Армады"
Испанский галеон
Еще один представитель того же многочисленного некогда класса – во всей парадной красе. Только представить – и по всей этой красочной росписи, по резьбе по дереву и инкрустации, по фигуркам святых в сусальном золоте и по фонарям из венецианского стекла – да всем бортовым залпом в упор с десяти футов! Мурашки по коже...
Такими деревянными фигурами (это вещь настоящая) испанские корабли украшались во множестве
Такими деревянными фигурами (это вещь настоящая) испанские корабли украшались во множестве. И после каждого боя они "латались" или делались заново, но "свято место пусто не бывало"
Настоящая носовая фигура одного из парусников испанского флота
 
Настоящая носовая фигура одного из парусников испанского флота
Настоящая носовая фигура одного из парусников испанского флота. Испания была страной ревностных католиков, потому святые (это апостол Андрей?) на форштевне стояли чаще всего
Афина-Паллада
Но Библией кругозор испанских корабелов не ограничивался. Вот Вам Афина-Паллада... Сколько экспрессии, что даже Святая инквизиция закрывает глаза на языческих идолов!
А вот похоже Артемида – богиня охоты и удачи
 
А вот похоже Артемида – богиня охоты и удачи
А вот похоже Артемида – богиня охоты и удачи. Красивая женщина, однако, позировала...
А в этом льве явно соединились и европейские, и восточные мотивы
А в этом льве явно соединились и европейские, и восточные мотивы. И ничего удивительного – лев, он и в Африке лев
Ну и как же без Нептуна – бога всех моряков?
 
Ну и как же без Нептуна – бога всех моряков?
 
Ну и как же без Нептуна – бога всех моряков?
Ну и как же без Нептуна – бога всех моряков? Ну и что, что он из языческого пантеона, все равно праздник Нептуна отметим!
Корма у парусников обычно была массивнее носа, и украшения не ней были соответственные
 
Корма у парусников обычно была массивнее носа, и украшения не ней были соответственные
Корма у парусников обычно была массивнее носа, и украшения не ней были соответственные
Но
Но вот модель более скромного корабля – это уже, наверное, фрегат, и век ближе к семнадцатому, а то и восемнадцатый. Такие сравнительно небольшие, лишенные излишеств, зато быстроходные суда и составляли основную часть испанского колониального флота в то время. Они несли на себе основную тяжесть патрульной службы, сопровождали караваны с товарами и драгоценностями, разбойничали на чужих торговых путях. Это были настоящие "гончие псы испанской короны"
И
И все же тягу к красивому в испанцах не убить. Вот такая модель – в серебре и золоте. Пусть ненастоящем, зато сверкающем
Модель
Для обучения морских офицеров использовались не только модели своих кораблей, но и судов потенциальных противников или союзников (а статус этот мог поменяться так быстро, что и глазом не моргнешь!). Вот модель французского фрегата – где-то 1720-1750 годы
Испанский трехпалубный линейный корабль
А это – испанский трехпалубный линейный корабль - "Сантссима Тринидад", если не ошибаюсь. Это можно перевести, как "Пресвятая Троица".
Модель проставляет не только внешний вид, но и процесс постройки корабля – его корпус стоит на стапеле
Внутреннее устройство корабля
Обойдя экспонат с другой стороны, можно увидеть его внутреннее устройство – как говорят моряки, общее расположение. Балласт – камни на дне, трюм с запасами, орудийные палубы – они же кубрики для нижних чинов, камбузы, операционную (туда-то никто не желал попасть – лучше "в рай без пересадки") и даже стойла для коров! В корме (самое свежее место на судне) – каюты для адмирала, капитана и офицеров, в носу, куда ветер дует – гальюны

Такие корабли были уже весьма совершенны. Они устойчиво ходили с боковым ветром и даже  со встречным (под острым углом), они были такими прочными, что служили 50, 100 и даже больше лет, участвуя в десятках морских сражений, каждое из которых несло тяжелые повреждения корпусу, надстройкам, рангоуту и такелажу.

 

Линейные корабли могли нести до 130 орудий на двух или даже трех палубах, не считая легких пушек, установленных на верхней палубе или тех, что выгружались на берег вместе с десантом.

 

По сравнению с каравеллами и галеонами XIV - XVI веков корабелы уже XVII века сделали большой шаг вперед и в архитектуре, и в деле обеспечения прочности, и в конструкции судов. Но вот вооружение их "застряло на месте" и казалось, совершенно не изменилось со времен раннего средневековья.

 

То есть конечно специалист скажет – нет-нет, не так! И будет "со своей колокольни" безусловно прав.

Да, вот посмотрите:

Одни из первых в мире артиллерийских орудий, заряжаемых не с дула, а из казенной части
Одни из первых в мире артиллерийских орудий, заряжаемых не с дула, а из казенной части. Это было безусловно очень прогрессивно, однако реально такие пушки были хуже и стреляли с меньшей частотой, чем обычные в то время дульнозарядные
Два испанских морских орудия
Два испанских морских орудия. То, что выше на снимке, заряжалось с казенной части, а ниже – с дульной
Старинная казнозарядная пушка
Еще одна старинная казнозарядная пушка...

Поиск путей повышения скорострельности долго не давал результата. Такие пушки, как на фото, обычно лишь представляли большую, чем обычно, опасность для собственного расчета и для всей команды корабля

Ну и главное: они не давали решающего превосходства в огневой мощи потому, что использовали уменьшенный пороховой заряд, ядра малого калибра, а их баллистика была хуже классических пушек.

 

Потому решающим в любом морском сражении и в XVII, и даже в XVIII веке оставался абордаж.

 

С него-то мы и начнем следующую экскурсию по залам Морского музея в Мадриде


Понравилась статья? Не забудьте поделиться ею: