Известны две противоположные традиции описания гербов — испано-германская и англо-французская (последняя была в основном принята и итальянской геральдикой).

 

В испано-германской традиции описание герба начинается со щита (с маленького герба, помещенного в центр большого), если таковой имеется, потом идут деления (четкий порядок не определен), в конце рассматривается поле. В англо-французской традиции описание герба начинается с основного поля, затем внимание уделяется делениям (в строго определенном порядке), рассматриваются фигуры внутри обозначенных полей и в конце описываются фигуры и элементы щитка, помещенного «поверх всего». Англо-французская схема более простая и логически выверенная.

рисунки, знаки, щиты, легионы
Разные легионы соответственно несли и разные рисунки на щитах-скутумах (это современная реконструкция по описаниям и барельефам, а потому не всегда есть четкое понимание, какого цвета были рисунки на щитах того или иного легиона)

Начнем с элементов герба, они имеют однозначные названия и строгие правила взаиморасположения.

 

Сложные гербы появились далеко не сразу. Первоначально рыцарские щиты украшали весьма простые геометрические символы, которые должны были отличаться друг от друга.

 

Итак, первоначально надо было отличить герб барона А от герба барона Б. Проще всего это сделать, раскрасив щиты их воинов в разные цвета. (Отметим сразу, что форма у щитов была достаточно разной — варяжский щит, французский, испанский, итальянский, «растянутая шкура» и т. д., но в геральдике не принято обозначать форму щита: одни и те же символы, нарисованные хоть на прямоугольном щите, хоть на миндалевидном или круглом, являются одним и тем же гербом).

гербы, княжество, щит, девиз, шлем
Основные элементы герба представлены на примерах трех реально существующих гербов. Слева-направо: герб княжества Монако, герб Коринфии (федеральная земля в составе Австрии), герб герцогства Люксембург. Цифрами обозначены элементы:
1 — щит,
2 — щитодержатели,
3 — подножье (постамент),
4 — орденский знак (награда),
5 — девиз,
6 — девизная лента,
7 — намет,
8 — мантия,
9 — венок,
10 — шлем,
11 — клейнод (шлемовый клейнод, нашлемник),
12 — корона (иногда говорят «индивидуальная геральдическая корона»),
13 — венец

Так вот, в международной геральдике есть семь основных цветов — два металла и пять финифтей. Металлы — это золото и серебро, финифти — красный, голубой, зеленый, пурпурный и черный цвета. На рисунке, помимо цветов, приведена шафировка — штриховое изображение цвета в монохромном варианте. Например, художнику предстоит выбить герб на серебряной тарелке или чаше. Герб — серебряный крест на червленом поле. Художник чеканит на всем поле вертикальную штриховку (красный цвет), а крест оставляет незаштрихованным белым (серебро). Обозначения шафировки вызывали бурные споры у герольдов и Гербовых королей, пока в XVII в. не была принята система обозначения цветов Сильвестра Петра-Санкта.

 

Стандартов цветов в средние века еще не было, потому при окраске щит мог получиться ярко-красным, сюрке (матерчатая накидка на латы, обычно с изображением герба) — темно-красной, а одежда пажей — бледно-красной. Чтобы не вдаваться в такие детали, использовался термин «гюльз» (или «червлень»), который мог трактоваться как любой из этих оттенков. Например, современный флаг Великобритании представляет собой синее прямоугольное полотнище с изображением красного прямого креста в белой окантовке поверх белого и красного косых крестов, а флаг Аргентины состоит из двух светлоголубых и средней белой полосы, но с точки зрения средневековой геральдики и фон британского флага, и полосы аргентинского выполнены лазурной тинктурой. Очевидно, что в те годы у изготовителей щитов и знамен не было возможности обмениваться стандартными образцами цвета, и окраска столь важных символов велась на глазок.

цвета, геральдика, рыцари, гербы
Основные и дополнительные цвета в геральдике

Семи цветов мало, чтобы создать разные гербы для десятков тысяч рыцарей, потому исподволь в гербы стали вводить «дополнительные» (читай «не совсем геральдические») цвета — оранжевый, коричневый, темно-фиолетовый и кроваво-красный. Большей частью они появлялись в Англии, герольды континентальной Европы негативно относились к нововведениям.

 

Обратим внимание на тот факт, что ряд символов физически невозможно нарисовать приведенным набором красок. Нет цвета для изображения человеческой кожи (потому на гербах появляются головы, руки или человеческие фигуры в целом белого, желтого или красного цветов). Нет серого цвета для изображения, например, слона (белый или желтый слон выглядят неестественно, но с точки зрения геральдики все корректно). В XIX–XX вв. этим правилом стали пренебрегать, потому при описании таких гербов говорят «натуральные цвета» или пренебрежительно — «оттенки». Однако в последнее время подобных нарушений становится больше, и для них придуманы термины: Bleu-celeste (небесно-голубой), Brunatre (коричневый), Cendree (пепельно-серый) и Rose (розовый). Шафировки для натуральных цветов пока не выработано.

 

Но даже со всеми этими дополнениями получается всего 15 цветов. Для большого числа гербов этого крайне мало. Тогда для гербов стали использовать меха или их графическое изображение.

меха, геральдика, беличий, горностай
Основные виды геральдических мехов (в ответственной геральдике варианты беличьих мехов не приняты, а потому они не имеют русских названий)

Мехов два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит от древнего обычая обивать щиты шкурами животных.

 

Горностаевый мех условно изображается в виде черных крестиков (крапинок), уширенных книзу, на серебряном поле, или более натуралистично: черными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает трех видов: ermine — белая область с черными крапинками; ermines — черная область с белыми крапинками (противогорностаевый); erminois — золотая область с черными крапинками. Имеется также pean (кожа) — изображаемый черной областью с золотыми крапинками. Беличий мех условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались темный мех чередовался с белым).

 

Беличий мех может быть противобеличьим и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике, — potent (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным), который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.

деления, щиты, гербы, город, род
Основные деления щита на примерах реальных гербов:
1 – «Рассеченный, серебряный и черный» (город Мец, Лотарингия),
2 – «Пересеченный, червленый и серебряный» (кантон Золотурн, Швейцария),
3 – «Пересеченный, золотой и зеленый» (родовой герб Большвицев, Силезия),
4 – «Скошенный справа, черный и серебряный» (род Каппони, Флоренция),
5 – «Скошенный справа, лазурный и червленый» (род Алесси, Падуя),
6 – «Скошенный слева, золотой и червленый» (род Вальденштайн, Бавария),
7 – «Скошенный слева, серебряный и лазурный» (род Баннер, Швеция)

За исключением potent, разновидности беличьего меха редки, так же, как и papellone (чешуя) и plumete (перья). Русская геральдика использует только два меха — горностаевый и беличий (включая их «негативные» варианты).

 

Окраска щита в один цвет — достаточно редкое явление в геральдике (например, герб из полностью лазурного щита лотарингского рода Ла Барас, полностью червленый щит флорентийского рода Росси и т. д.). В англо-французской геральдике одноцветный щит (особенно — белый) носил название «герба ожидания»: молодой рыцарь еще не совершил подвигов и не побеждал на турнирах, потому ему было пока нечего вынести на гербовой щит. Со временем что-то происходило, и соответствующий знак украшал герб — корабль, если рыцарь прославился в морской экспедиции; полумесяц со звездой, если рыцарь воевал в Святых землях; штурмовая лестница, если рыцарь совершил подвиг при штурме вражеской крепости, и т. д. В итальянской геральдике наоборот — одноцветный щит на гербе считался вершиной славы. Например, когда в битве или на турнире появлялись полностью золотые щиты сиенской фамилии Банденелли, что-либо объяснять было излишне — слава этого поединщика не требовала изображения на гербе львов или орлов.

 

Перечисляя финифти и меха, мы рассмотрели 30 вариантов окраски поля щита. Безусловно, этого совершенно недостаточно для десятков и сотен тысяч рыцарей. Мех в соответствии со средневековыми нормами мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства. Но металлы, финифти и меха можно было сочетать друг с другом, соединяя в одном гербе два, три или четыре цвета. Делалось это не произвольным образом, а в строгом соответствии с правилами и терминологией.

деления, щиты, линии, поля, золото
Типы линий деления полей щитов:
1 — «Рассечен зубчато на золото и лазурь»,
2 — «Заостренно рассечен на золото и червлень»,
3 — «Зазубренно рассечен на золото и лазурь»,
4 — «Ярмообразно рассечен на золото и зелень»,
5 — «Бурно-волнисто пересечен на серебро и лазурь»,
6 — «Пилообразно скошен слева на чернь и серебро»,
7 — «Листовидно скошен справа серебро и червлень»,
8 — «Закругленно-зубчато пересечен на серебро и червлень»,
9 — «Облачно скошен слева на зелень и золото»,
10 — «Удвоенно-облачно рассечен на серебро и пурпур»,
11 — «Уплощенно-облачно скошен слева на червлень и золото»,
12 — «Уплощенно-зубчато пересечен на горностаев мех и червлень»,
13 — «Гонтовидно скошен слева на зелень и золото»,
14 — «Крюковидно рассечен на червлень и лазурь»,
15 — «Чешуевидно скошен справа на золото и червлень»,
16 — «Пламеневидно пересечен на серебро и червлень»,
17 — «Волнисто рассечен на зелень и пурпур»,
18 — «Столбовидно скошен справа на зелень и чернь»,
19 — «Вызубренно-зубчато пересечен на серебро и червлень»,
20 — «Заостренно-зубчато пересечен на чернь и золото»,
21 — «Удвоенно-зубчато рассечен на зелень и золото

Деления щита подразделяются на истинные и неистинные. К первым относили те, в которых количество полей каждого цвета равно. Если имеется два цвета, то при истинном делении площадь полей, занятых одним цветом, будет составлять половину площади всего щита, если три цвета — треть, четыре — четверть и т. д. Соответственно, неистинным называют такое деление, при котором один цвет занимает в щите больше пространства, чем другой или другие. К неистинным делениям также относят те, при которых имеется более двух частей, и каждая из них окрашена своим цветом.

 

Основных делений четыре: рассечение, пересечение, скошение справа и скошение слева. Эти деления могут сочетаться разнообразными способами.

 

Сочетание цветов могло быть художественным решением герольдического совета, а могло быть результатом объединения гербов после брака, когда герб каждого из супругов занимал свое поле.

деления, щиты, варианты, дополнения, сторона
Дополнительные деления щита, полученные повторением основных делений:
1 — «Разделенный страпиловидно» (Per Chevron),
2 — «Разделенный опрокинутой пирамидой» (Per Pile),
3— «Четверочастно скошенный» (Per Saitire),
4 — «Четверочастный» (Quartery, иногда уточняется «Рассеченный пересеченный»),
5 — «Разделенный клинчато восемь раз» (Gyronny),
6 — «Клинчато пересеченный» (Pily),
7 — «Шахматно разделенный» (Cheky),
8 — «Разделенный косошахматно» (Lozengy),
9 — «Пересеченный шесть раз» (Bany),
10 — «Рассеченный восемь раз» (Paly),
11 — «Скошенный справа восемь раз» (Bendy),
12 — «Разделенный стропиловидно шесть раз» (Chevrony).
13, 14, 15 и 16 — деление на три части (Tierced):
13 — «Разделенный на три части в столб»,
14 — «Разделенный на три части поясообразно»,
15 — «Разделенный на три части опрокинуто вилообразно»,
16 — «Разделенный на три части вилообразно»

Легко подсчитать, что если использовать 30 вариантов металлов, тинктур и мехов, то каждое деление может обеспечить 30 × 29 = 870 вариантов гербов. А поскольку основных делений 4, то получается 3 480 вариантов — число значительное, но недостаточное. Да и разнообразия в гербах маловато, хотя героям Р. Л. Стивенсона в его «Черной стреле» вполне хватало для идентификации врагов клича «На них красное с синим…».

 

Следующим шагом по разнообразию вариантов гербов стало применение разных линий деления, основные из которых представлены на рисунке на предыдущей странице.

 

Обратите внимание, что при описании сторон щита (например, «скошение слева») в геральдике правую и левую стороны щита принято определять от лица, несущего щит, т. е. обратно зрителю.

деления, щит, герб, семья, род
Составные деления щита:
1 — герб города Фюнфкирхена, Богемия («Полупересеченный и рассеченный: первое поле серебро, второе — лазурь, третье — золото»),
2— герб флорентийской фамилии Гарцони («Полупересеченный и рассеченный: 1-е поле пересечено серебром и черным, во 2-м красном поле 3 золотые правые перевязи»);
3 — родовой герб Монтебелло, Виченца («Пересеченный и полурассеченный: первое поле серебро, второе — золото, третье — чернь»);
4 — герб 238-го Папы римского Климента IX, 1667—1669 гг. («В рассеченном и пересеченном на золото и лазурь щите четыре переменных ромба»);
5 — герб семьи Прини, Реджо-нель-Эмилия («Четырехчастный: в первом и четвертом поле четыре чередующихся пояса, лазурные и серебро, второе и третье: горностаевое поле лазурное и серебряное»);
6 — родовой герб Призенов, Мейсен («Разделенный на три части вилообразно: первое поле — серебро, второе — чернь, третье — червлень»);
7 – родовой герб Моргентцер, Германия («Разделенный на три части улиткообразно: первое поле — червлень, второе — серебро, третье — чернь»):
8 — богемский родовой герб («Щит скошен слева и полускошен вправо на червлень, чернь и золото»)

Приведенные на рисунке линии — наиболее популярные линии разделения полей щита, всего их около 30–35 видов. В английской геральдике встречаются формы и линии деления, которые вызывают трудности блазонирования (описания герба) даже у самых опытных герольдов. По правилам комбинаторики очевидно, что, если взять приведенное выше общее количество вариантов цветных щитов и умножить его на количество различных линий деления, то получается более 90 тысяч разных гербов. Количество вполне приемлемое, но… Герб не только изображался на щите и ливрее, но еще наносился на монеты и печати, а там цветовые отличия были не столь заметны. Нужны были варианты отличия не только в цвете, но и в форме. Выход был найден довольно быстро: герольды стали комбинировать исходных четыре простых деления щита и деление не на два цветовых поля, а на три.

 

Если использовать обычное деление щита, а в качестве полей использовать другой разделенный щит, можно получить достаточно сложную структуру герба, которая тем не менее прекрасно описывается правилами геральдики. Такое происходило в случае брака представителей «старых» фамилий, когда муж считал за честь оставить потомкам не только свой герб, но и герб супруги. Иногда при пресечении древнего героического рода решением короля или императора герб, не имеющей наследников фамилии, вписывался составной частью дяде, двоюродному брату или еще более дальнему родственнику.

фигуры, бурдюк, подвиг, штурм, Корабль
Негеральдические фигуры, свидетельствующие о подвигах:
1 — Бурдюк (Water-bouget) — два кожаных сосуда, связанных вместе и переносимых на плече; герб того, кто доставил воду в лагерь или в осажденный город;
2 — Ворота крепостные (Portcullis) — эффективная защита, решившая исход боя;
3 — Застежка (Buckles) – правильное управление, принесшее победу;
4 — Корабль (Ship, Lumphiad или Galley) — тот, кто прославился в морской экспедиции;
5 – Лестница (Scaling Ladder) – тот, кто был бесстрашен во время штурма;
6 – Маяк или Светильник (Beacons, Cressets)— тот, кто вовремя предупредил об опасности;
7 — Рожок охотничий (Hunting Horn) – тот, кто любит быстрое преследование

От поколения к поколению гербы становились все сложнее, превращаясь в истинное генеалогическое древо рода. Совершенствовалась и геральдика, строже становились правила описания гербов, были введены типовые знаки, геральдические и негеральдические фигуры, знаки наследования и младших ветвей рода, символы дискредитации владельца герба, когда его владелец совершал поступки, несовместимые с понятиями рыцарской чести. Все это существенно усложнило гербы, но строгая терминология и правила блазона – формализованного описания геральдики, позволили однозначно интерпретировать словесное описание того или иного герба. По сути, человечество здесь впервые разработало формальную грамматику. Характерно, что большинство даже не очень грамотных жителей позднего средневековья разбирались в описаниях гербов лучше, чем сейчас население в тегах поиска в Интернете.

 

Полосы, углы и различные цветовые поля позволяли составлять множество довольно простых и понятных гербов (это вполне соответствует изображениям на щитах и знаменах «гобелена из Байе»), но со временем потребовалось усложнить гербы вынесением на щит изображений каких-либо реальных объектов, характеризующих героический путь конкретного дворянского рода. Изображения в стиле «Его герб рассечен на красное и синее поля, поскольку в победоносном сражении при … щит предка данного барона был разрублен пополам сарацинским мечом» в средние века звучали абстрактно. Потому на гербах стали появляться вполне реалистические изображения объектов — лестниц, кораблей, светильников и пр. (при этом перечислять мечи, стрелы, копья, львов, драконов и орлов нет смысла — их в гербах было так много, что пришлось даже дифференцировать названия от ракурса фигуры и положения ее деталей).

Знаки «отмены», фигуры, детали
Знаки «отмены» в английской геральдике:
1 — оранжевый брусок поверх рыцарского герба: тому, кто отозвал вызов;
2 — в серебряном поле усеченная вольная часть: хвастуну о своих военных победах (щит закрашивается в серебро, т. е. «обнуляется» в знак того, что нет доверия и к знакам, нанесенным ранее);
3— в золотом поле красно-бурая стропиловидная вогнутая оконечность: женоподобие;
4 — в золотом поле оранжевая вогнутая оконечность: тому, кто убил пленника после сдачи;
5 — в золотом поле оранжевый щиповидный укороченный клин: трус;
6 – в золотом поле красно-бурая оконечность: лжец

В завершение следует сказать и о довольно редких знаках на гербах —знаках наказания («отмены»). Их было несколько. Самое простое изменение – это переворачивание герба вверх ногами – так наказывали рыцаря, совершившего неблаговидный поступок на турнире. В случае более серьезных проступков герб мог быть полностью изменен. В английской геральдике описываются знаки «отмены» за серьезные преступления.

 

Знаки наказания были весьма редки: чаще за подобные проступки просто лишали рыцарства, а то и дворянства, прилюдно переламывая щит. Если же изменение герба имело место, то потомки всячески старались снять «отмену» героической службой на благо сюзерена. По этой причине среди ныне действующих гербов подобных фигур не найти.

 

Приведенные описания дают лишь общие представления о геральдике. Постоянные дополнения и изменения правил формирования гербов, расширение стандартных списков все новыми геральдическими и негеральдическими фигурами постоянно усложняли рисунки на щитах. При этом блазонирование новых гербов превращалось во все более сложное описание логически строгой, но все более вариантной структуры. Современному читателю описание герба может напомнить построения условной десятичной классификации (УДК) — каждый шаг описания дополняет предыдущий перечень, все более уточняя предмет и конкретизируя, что вы ожидаете увидеть в результате.

Фамильный герб, Бекингемы, род, знаки
Фамильный герб Бекингемов — для знающих историю рода это полное генеалогическое дерево

Хорошим примером того, насколько сложным может быть блазонирование старых гербов, может служить полный герб Бекингемов (да-да, тех самых, что упоминаются в «Трех мушкетерах»). И это еще не самый сложный из существующих гербов.

 

Статья была опубликована в октябрьском номере журнала "Наука и техника" за  2017 год

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!