У склепа сохранились часть стен и изразцы, упавшие с его свода. Пола у склепа не было: вероятно, изразцами изнутри обкладывали стенки могильной ямы. Лицевая сторона плиток обращена вовнутрь склепа, а на них — растительный узор: сплетающиеся ветви и листья. Склеп соорудили при учениках патриарха Никона — в 1690-е — 1700-е годы или в первой четверти XVIII века.
В Южном братском корпусе монастыря археологи нашли изразец со слоном. А судя по пропорциям, даже слоненком. Археологи и раньше находили в Новом Иерусалиме реалистично прорисованные изображения животных. Ученые считают, что это были керамические иллюстрации к бестиарию, сборнику изображений существующих и мифологических животных, которые часто встречались в Европе в XVII веке. Археологи уже находили изразцы с антилопой, верблюдом, волком и даже единорогом.
Археологи также нашли необычную для того времени печать и установили ее хозяина. На металлическом диске диаметром около 1 см в три ряда вырезана надпись «ПЕЧАТЬ СТАРЦА ПАВЛА».
«Личная печать с надписью — не слишком частая находка в слоях московского периода, а печатей монастырских старцев среди них до сих пор, насколько нам известно, не встречалось. Следует обратить внимание на строгость оформления: печать несет только надпись, но не символическое изображение, довольно типичное для печатей позднего Средневековья», — говорится в сообщении Института археологии.
По письменным источникам археологи установили личность владельца. Им оказался хлебодар монах Павел. В его обязанности входило получение, хранение, отпуск муки и всего необходимого для выпечки хлеба. Археологи предполагают, что он должен был опечатывать лари, мешки и кладовые. Возможно, тут он и использовал эту печать.
Права на данный материал принадлежат chrdk.ru