Идеологические игрища

 

До нас не дошло сочинение Кассиодора, его труд в двенадцати томах — “История готов”. Рукопись этого выдающегося римского историка и государственного деятеля времен правления Теодориха Великого, короля остготов в Италии, бесследно исчезла. Возможно, причиной тому была политическая направленность автора. Ее можно установить по тем немногим упоминаниям о его деятельности, которые встречаются в обращении короля Аталариха к римскому сенату в конце 533 г. по поводу провозглашения Кассиодора префектом претории.

 

Ко времени составления этой речи Аталариха труд Кассиодора, начатый им в конце правления Теодориха, был уже окончен и даже известен в правящих кругах Рима и Равенны. В этом послании сенату указывается, что Кассиодор занялся древним родом остроготских королей и путем розысков почти исчезнувших преданий и рассеянных по книгам сведений вывел готских королей из тьмы забвения и возродил Амалов во всем блеске их рода. Таким образом, Кассиодор сумел приравнять историю готов, древность готских королей к славной истории Рима, к древности античных героев. Какова была практическая цель такого приравнивания, кого оно интересовало? В первую очередь  — короля Теодориха, который, быть может, сам высказал основную идею будущего произведения или же поддержал замысел автора. А идея вытекала из общего социально-политического положения в остроготском королевстве.

Погребения, Германия, общество, культура
Погребение знатной девушки. Очевидно, она была сарматкой, так как одели ее по сарматскому обычаю, соорудили яму с подбоем, у ног положили овцу и петуха. Но девушка находилась в германском обществе, о чем свидетельствуют сосуды и украшения

По словам Прокопия Кесарийского, автора труда “История войны с готами”, Теодорих держал в руках власть над готами и италийцами и хотел спаять подвластное ему население Италии. Отсюда и замысел представить династию Амалов и окружающих их готов достойными повелителями римлян, стремление склонить на свою сторону италийскую аристократию. Труд Кассиодора должен был возвысить готов до уровня римлян и подготовить дальнейшее преобладание готов над римлянами.

 

 

Когда известный византийский историк Иордан писал свое сочинение “О происхождении и деяниях готов”, такая тенденция была уже опасной, книга Кассиодора идеологически устарела, а впоследствии, по-видимому, была уничтожена. Так был создан трактат “во славу того, кто победил”. Иордан представлял готов как весьма древнее и прославленное племя, но признавал, что в его время высшая слава и господство над всеми племенами принадлежала императору Юстиниану. Наследник Кассиодора подчеркивал, что, воздав хвалу готам и роду Амалов, он признает, что еще большей хвалы достойны Юстиниан и его военачальник Велисарий. Это решение выразить свои политические идеалы, которые не противоречили бы политике империи и вместе с тем сохраняли бы значение племени остроготов, родилось в среде италийской знати и связанных с ней готов провизантийской ориентации.

 

К древней истории готов вновь обратились с идеологической целью в ХХ веке. В 1939 г. в Германии была разработана широкая программа изучения готов как “наиболее чистого” из германских племен с точки зрения археологии, антропологии, истории. В 1942 г. профессор Рудольф Штампфус, бывший тогда на “восточных территориях”, написал статью “Готы на Украине”. В 1943 г. Лотарь Килиан опубликовал черняховскую керамику из собрания краеведческого музея в Бердичеве. С продвижением германских войск на восток и временной оккупацией украинских земель последовали досмотр черняховских материалов в музеях, вывоз некоторых из них в Германию, проведение отдельных раскопок и даже организации выставок.

 

В Харькове такая археологическая выставка из коллекций исторического и университетского музеев, на которой были представлены вещи из довоенных раскопок памятников черняховской культуры на Харьковщине, даже получила соответствующее название — “Готский зал”. Эта выставка, безусловно преувеличивавшая роль готов на территории Украины, была подчинена единственной цели  — исторически обосновать претензии Третьего Рейха на украинские земли.

 

Так в ХХ веке зародилась идея чисто идеологического толка  — на основании древней истории тысячелетней давности обосновывать современные территориальные претензии государств, народов или политических лидеров на земли, не принадлежащие им в силу исторически сложившихся обстоятельств.

Вещи, украшения, захоронения, погребения
Вещи из погребений

После победы СССР над нацистской Германией советские археологи, выполняя указания руководства ВКП(б), ударились в другую крайность при оценке “этнического лица” черняховской культуры. Она признавалась исключительно “славянской”. Утверждение о ее германской принадлежности или даже мысль о наличии в ней германского ядра могла привести к весьма печальным последствиям для автора вплоть до лишения свободы или даже расстрела.

 

Датировка черняховской культуры необоснованно растягивалась на II—VII века (что и говорить, вывести культуру Киевской Руси из высокоразвитой во всех отношениях “славянской” черняховской культуры было довольно заманчиво). Только в 1955 г. археолог М.И. Артамонов высказался по поводу появления черняховской культуры как следствие переселения готов в Восточную Европу. Наконец, в 1960-е годы в советской археологической науке утвердилось мнение о полиэтничности черняховской культуры, о вхождении в ее состав сразу нескольких народностей и племен: германцев (готов), славян (венетов, антов), фракийцев (даков), иранцев (поздних скифов, сарматов). Тогда же были открыты памятники и выделены культуры исторических славян V—VII веков.

 

Открытия археологов

 

Более ста лет назад, в 1899 году, возле сел Черняхов и Ромашки Киевской губернии археолог-любитель Викентий Хвойка открыл два могильника с погребениями по обрядам ингумации и кремации с вещами и керамикой римского времени. Исследователь, ранее никогда не встречавшийся с подобными находками, отнес эти памятники к древним славянам Среднего Поднепровья II—V вв. н.э. Однако спустя несколько лет с публикациями материалов раскопок Викентия Хвойки ознакомился немецкий археолог Пауль Райнеке. По аналогиям среди вещей, которые использовались в погребальном обряде тогда еще таинственной археологической культуры, по хронологическим параллелям с конкретными историческими событиями немецкий ученый предположил, что эти памятники принадлежат к восточногерманским племенам готов периода их пребывания на юге Восточной Европы.

 

 

Могильники, подобные Черняховскому и Ромашковскому, были открыты и на территории Румынии, там культура получила название Сынтана-де-Муреш. На Западной Украине археолог Кароль Гадачек открыл поселение Неслухов, где были обнаружены вещи, подобные тем, что происходили из могильников. В 1920-1930-е годы черняховские памятники исследуются в Среднем и нижнем Поднепровье, на Днепровском Левобережье. Харьковский археолог И.Н. Луцкевич изучал селище и могильник у поселка Пересечное. К 1941 г. он выполнил свод черняховских памятников на территории Харьковщины, изданный уже после смерти автора в 1948 г. К 1941 году в Институте археологии АН УССР был подготовлен свод памятников культуры “полей погребений” (так тогда именовали черняховскую культуру), издать который помешала война.

 

Со второй половины 1940-х годов развернулись широкие исследования черняховских поселений и могильников в различных регионах культуры: Среднем Поднепровье, СевероЗападном Причерноморье, в Молдове, Верхнем Поднестровье, на Волыни, в Побужье, на Подолии, в Нижнем Поднепровье, на Днепровском Левобережье.

Гончарные сосуды, погребения, керамика, качество, красота
Гончарные сосуды из погребений. Черняховская керамика отличается удивительным качеством и красотой

До недавнего времени в число наименее изученных областей черняховского ареала попадала Восточная Украина или днепро-донецкая лесостепь. Памятников здесь известно много, но в Харькове, Сумах, Полтаве проводились лишь отдельные раскопки черняховских памятников. Б.П Зайцев составил каталог новых памятников в бассейне Северского Донца и Сейма. Б.А. Шрамко исследовал могильник Павлюковка, А.Г. Дьяченко провел незначительные раскопки на селищах Муром, Кулики, Льняное, Ю.В. Буйнов и Е.Н. Петренко исследовали могильники Родной Край, Соколово.

 

С 1995 г. черняховские памятники на днепро-донецком водоразделе начали исследовать специалисты исторического факультета Харьковского национального университета. В мае 1999 г. ученый совет исторического факультета принял решение о создании Славянской археологической экспедиции для исследования памятников позднеримского времени в этом регионе (в мае 2005 г. решением Ученого совета экспедиция стала именоваться Германо-Славянской археологической экспедицией Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина). Начальником экспедиции является кандидат исторических наук, доцент М.В. Любичев. В 2001-2003 годах экспедиция производила исследования поселений Шлях, Халимановка на реке Мжа и Высокополье на реке Коломак. 3 марта 2004 г. в помещении Центральной научной библиотеки университета прошла выставка находок экспедиции, приуроченная к пятилетию ее деятельности. Это была первая в истории университета выставка работ отдельной археологической экспедиции, представляющей определенное направление в археологии. Но подлинным рождением экспедиции как самостоятельного научно-исследовательского коллектива стало изучение археологического комплекса Войтенки.

 

 

Поселение Войтенки (1 и 2), расположенные на противоположных склонах мокрой балки, где протекала маленькая речка днепровской системы (а ныне находятся пруды), были открыты А.К. Дегтярем и В.П. Андриенко в 1972 г. В 1975 г. там произвел небольшие раскопки А.Г. Дьяченко, но, к сожалению, информация о добытых материалах ограничилась лишь кратким сообщением. На распаханной поверхности поселения Войтенки-1 любители древностей постоянно находили огромное количество фрагментов керамики, римские серебряные монеты, бронзовые и железные заколки для одежды, поясные пряжки, бусы, фрагменты стеклянных кубков, железные наконечники стрел и дротиков, шпоры.

 

Широкие раскопки поселения Войтенки-1 начались под руководством М.В. Любичева в июле 2004 г., и они не обманули ожиданий: в течение июля–сентября были открыты гончарный горн, наземное и полуземляночное жилища, получено большое количество самых разнообразных находок в слое. В конце августа 2004 г. с работой экспедиции ознакомилась научный сотрудник Евразийского отделения Немецкого археологического института (Берлин, ФРГ) доктор Эрдмуте Шультце, что положило начало выполнению совместных украинско-немецких научных проектов.

 

Археологический комплекс Войтенки, включащий в себя разновременные поселения позднеримского времени и черняховский могильник, пока изучен на сравнительно небольшой площади. Тем не менее полученные материалы уже сейчас позволяют сделать вывод, что этот памятник станет хронологической шкалой заселения территории Восточной Украины в позднеримское время. Первые поселенцы появились здесь где-то в 260-270 годах нашей эры. Они проживали в полуземляночных жилищах, в которых находились открытые очаги и кровля опиралась на столбы. По внутреннему периметру этих сооружений располагались полкилежанки. Рядом с жилищами сооружались ямы-погребы для хранения различных припасов.

 

У этого населения встречается в основном лепная керамика (горшки и конические миски), но малую долю составляла и гончарная столовая керамика с блестящей лощеной поверхностью. Имелись светлоглиняные амфоры так называемого “танаисского” типа. Среди деталей одежды обнаружены бронзовые фибулы двух типов: с высоким приемником для иглы и лучковые. По аналогиям в домостроительстве и керамике можно заключить, что это население попало в днепродонецкую лесостепь из Верхнего Поднестровья. Их путь обозначен находками фибул с высоким приемником иглы.

 

Подобные поселения открыты в Боромле на Ворскле, возле Гочево на Псле, в Букреевке на Сейме, в Головино на Северском Донце. Для обозначения этой группы памятников специалисты использовали термин М.Б. Щукина “горизонт Боромля” (или предчерняховский горизонт), подразумевая под ним памятники праславянского населения (венеты), которое попало в днепро-донецкую лесостепь со стороны Верхнего Поднестровья в период Скифских войн, где переняло некоторые элементы от вельбаркской и черняховской культур. Это население еще не являлось носителем черняховской культуры, а только имело отдельные элементы (в виде незначительного количества гончарной керамики).

вещи, детали, одежда, предметы, захоронения
Вещи из погребения: (1) — костяной гребень из оленьего рога (такая вещь была доступна только богатым женщинам); детали одежды: (3) — бронзовая пряжка, (4) — серебряная фибула (застежка для плаща) и две бронзовые фибулы (5, 6)

Все полуземляночные жилища этого населения в Войтенках погибли от пожара: чернозем в их заполнении приобрел оранжевый цвет, а на месте деревянных конструкций вдоль стен сохранились дольные пятна. Такая же картина прослежена исследователями в Боромле и Гочево. Отчего же произошла эта катастрофа, и кто был ее виновником?

 

Дело в том, что сожженные полуземлянки на участке Войтенков перекрыты слоем, оставленным иным населением. В нем присутствует разнообразная кухонная и столовая гончарная керамика, амфоры “инкерманского” типа, бронзовые подвязные фибулы. Для этого населения характерны в основном наземные глинобитные жилища с очагами (иногда с несколькими помещениями). Все перечисленные черты характерны для черняховской культуры периода ее расцвета в 330-375 годы. Одна из полуземлянок “горизонта Боромля” была перекрыта сверху черняховской постройкой. В качестве ее пола было использовано утоптанное сожженное заполнение полуземлянки. В этой наземной постройке находился очаг, недалеко от которого лежали глиняные пирамидальные грузила  — остатки ткацкого станка. В Гочево, Боромле, Головино также слой и постройки “горизонта Боромля” были перекрыты черняховским слоем.

 

 

Исходя из датирующих материалов можно утверждать, что сожжение жилищ и появление сверху черняховского слоя произошло на рубеже первой — второй четверти IV в. Возможно, эти находки отражают сообщение историка Иордана о войнах короля готов-грейтунгов (остроготов) Германариха с венетами, в которых исследователи справедливо видят праславян. Несмотря на большую численность, венеты были разбиты, истреблены или вытеснены. Отражением этих событий является возникновение во второй четверти  — середине IV в. огромного количества черняховских поселений и могильников к востоку от Днепра.

 

В то же время здесь прекращают свое существование праславянские памятники “горизонта Боромля”, а население, которое их оставило, уходит за реку Сейм. Черняховские вещи найдены в лесной зоне Восточной Европы, вне ареала культуры на Оке, Волге, Дону, Западной Двине. Эта область их распространения отвечает территории дани, которую выплачивали Германариху некоторые племена этого региона, или области военных походов. В условиях временного прекращения военной активности готов в направлении Римских провинций совершенно логичным выглядит использование пассионарного “военного элемента” в ином направлении — для экспансии на праславянские, балтские, угрофинские племена. Собственно черняховская культура к этому времени и стала археологическим эквивалентом державы Германариха.

 

Детективная история

 

Работа археолога зачастую похожа на работу следователя, но следователь приходит на место преступления через несколько дней, а археологи приходят на место “преступления” через несколько тысячелетий. В этом случае выявить логику событий, конечно, намного сложней. Если у следователя есть возможность провести опрос свидетелей, то у археологов ее нет. Но исследователи древностей скрупулезно собирают “улики”. “Готский детектив” только начинается. Сегодняшние находки говорят, что многие процессы происходили не так, как они описаны в исторической литературе и как мы их представляем в нашем сознании. Не все было так просто: пришли, пожили и ушли. И сегодня вопросов перед учеными встало больше, чем найдено ответов.

 

Первая загадка — существование торговых путей. Ученые предполагают, что через наши края еще в скифское время проходил большой торговый путь. В более поздние, Слобожанские времена, он получил название “Муравский шлях” (его и сейчас легко увидеть  — по нему проходит “валковский” участок железной дороги Киев-Харьков). Но существовал ли этот путь в черняховские времена? Удивительно, но как раз вдоль этого «шляха» находится много черняховских поселений. Совпадение ли это или действительно здесь был мощный торговый путь, который связывал Боспорское царство, северные, в том числе и готские племена? Если это действительно так, то его надо было контролировать. Тогда, вероятно, поселение Войтенки могло выполнять эту контролирующую функцию?

 

Следующий вопрос  — взаимоотношения готов с другими племенами. Дело в том, что в Войтенках было найдено большое количество сарматских погребений. Выходит, что сарматский компонент был значительным не только на территории Северного Причерноморья. Но как сосуществовали сарматы и готы? Какова была роль сарматов в черняховском обществе? Были ли они верными слугами готов, или же сарматы играли более значительную роль? Насколько велико было их влияние? Известны богатые погребения сарматских женщин, совершенные по сарматскому обычаю, но с вещами, которыми пользовались в готской среде, т.е. сарматы входили в состав местного населения как полноправные члены этого сообщества. Может быть, это были женщины-сарматки, вышедшие замуж за готов, поэтому их похоронили по двум обычаям? Это большая загадка — и очень важная. И где же на этом фоне наши непосредственные предки — славяне? Ведь кроме “боромлянских” находок, в более позднее, черняховское время, славянский элемент здесь не прослеживается.

схема, миграция, германские племена, общество
Схема миграций германских племен

Еще появляются вопросы о расслоении общества. В Войтенковском могильнике выделяется ряд погребений, находящихся прямо в черноземе в скорченном состоянии - будто их бросили и прикопали. Были ли это «рабы» или люди низшего положения, а может преступники, или умершие от страшной болезни люди, от которых нужно было избавиться как можно скорее? Да и как распределялись роли в самом варварском обществе, какие были слои населения?

 

 

Еще вопросы возникают в связи с импортной керамикой: насколько активными были связи у готов с Римом, были ли они вообще и с кем? Какую роль играли найденные римские монеты: были ли они участниками денежного обращения или они воспринимались черняховцами по иному — как круглые серебряные слиточки, которыми обменивались? Это был просто обмен товара на товар, а не денежные отношения? Откуда к готам поступали римские кубки? Их изготавливали странствующие мастера, или это был импорт, который поступал с территории Рейна, Вислы? И какими путями сюда приходил амфорный материал? А откуда бралась мода на украшения? И так далее…

 

Итак, расследование детектива и поиски страны Ойум только начинаются. 

 

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!