Боевые клинки

 

Сабля появилась на Востоке и получила широкое распространение у кочевников Восточной Европы и Средней Азии в VII-VIIІ веках.

 

Сабля (от венгер. szabni — резать) — рубящее или рубяще-колющее оружие, состоящее из клинка, эфеса и ножен. Клинок — кривой с лезвием на выгнутой стороне и обухом на вогнутой, имеет острие (иногда долы) и хвостовик для крепления эфеса. Сочетание кривизны клинка со значительным отдалением центра тяжести от эфеса увеличивает силу удара и площадь поражаемого пространства. Эта особенность сабли была наиболее эффективна в клинках из твердой стали, обладавших большой упругостью и вязкостью. Эфес имеет рукоять с темляком и крестовину с перекрестьем (восточные сабли) или иную гарду (европейские сабли). Ножны бывают деревянные, обтянутые кожей, сафьяном и бархатом, или металлические (XIX-XX веков), вороненые, хромированные и никелированные с наружной стороны.

Сабля, клинок, эфес, оружие
Сабля XIX века

В XIV веке на сабле появляется елмань (от турецкого Jalman — перо) — расширение в боевой части клинка с двусторонней заточкой, переходящее в острие, перьевидный выступ на обухе клинка со встречной к острию заточкой. Предназначено для утяжеления клинка и увеличения силы удара. Холодное оружие с елманью способно рассечь цель на всю свою длину, свободно выходя из раны. Елмань делала острие широким, массивным и двуострым. Наиболее характерными саблями этого типа были турецкая и персидская. У той и у другой прямая рукоять, крестовина с перекрестьем на эфесе, малая масса (без ножен 850-950 г, с ножнами 1100-1250 г), большая кривизна клинка, длина клинка 75-85 см, общая длина сабли 95-97 см. В европейских армиях XVII-XIX веков сабли имели клинки средней кривизны (45-65 мм). Эфесы были с громоздкими гардами в виде 1-3 дужек или чашеобразными, а ножны с XIX века обычно изготавливались металлическими. Общая длина достигала 110 см при длине клинка 90 см, масса без ножен более килограмма, масса с металлическими ножнами более двух килограммов. В конце XIX века кривизна уменьшается до 35-40 мм — и сабля вновь приобретает колюще-рубящие свойства.

 

Шашка (шъэшхо — с адыгейского “длинный нож”) — рубяще-колющее холодное оружие, разновидность сабли. Отличается от других видов сабли отсутствием в эфесе гарды, а также наличием деревянных ножен, обтянутых кожей, к которым прикреплялось кольцо (или два кольца) для ремней портупеи на выпуклой стороне. Шашка подвешивалась по-кавказски — лезвием вверх.

шашка,  “длинный нож”, холодное оружие,
Черкесская шашка образца 1713 года

Особенно ценились уникальные шашки терс-маймуны и калдыны, которые еще иногда назывались “волчками”. Калдын представлял собой широкий почти прямой клинок. На одной его стороне был изображен волк, а на другой — круг с крестом. Терс-маймун очень похож на калдын, но бегущий зверь изображен схематично, а кресты на клинке дополняются латинскими буквами НM. Что обозначают эти буквы и каково происхождение этих клинков, до сих пор остается загадкой. Жители Кавказа считали, что это инициалы одного из участников крестовых походов, представителя знатного французского рода Henry Monmorancy, в фамильном гербе которого имелось изображение волка. Предполагали, что партия клинков с инициалами “НМ” была заказана для его свиты и оруженосцев, которые по обычаю времени носили на оружии герб своего сюзерена. По легенде один из отрядов крестоносцев во время крестовых походов прибыл на Кавказ и обосновался там. Воины этого отряда имели мечи с гербом волка. Со временем мечи попали к кавказцам и были ими переделаны в шашки терс-маймун, которые, таким образом, ведут свое начало якобы от крестовых походов.

 

Лучшей шашкой на Кавказе считалась шашка гурда, которая ценилась не менее высоко, чем “волчки”. Это было изящное и в тоже время надежное оружие, с ним можно было смело вступать в бой с противником, даже защищенным латами. Старая кавказская легенда так объясняла происхождение названия “гурда”: “Один горец научился ковать чудо-шашку. Но вот прослышал он, что живет на свете другой такой же мастер. Захотелось ему испытать, чей клинок крепче. В доказательство превосходства своей шашки он одним ударом перерубил барана, чем, однако, не убедил соперника. Тогда, воскликнув “Гурда!”, что значит “Смотри!”, разрубил и клинок упрямого мастера, и его самого”. На самом деле происхождение самого слова “гурда” можно связать и с тюркским возгласом “вурда” — “бей!”. Однако логичнее отнести его к тюркскому названию большого тесака — “курде”.

Клеймо, “волчки”, черкесские шашки
Клеймо “волчки” на черкесских шашках

Среди специалистов широко известны амузгинско-кубачинские подражания “зульфикару” — магической сабле Мухаммеда и его зятя Али. Эта сабля была столь прославлена в мусульманском мире, что можно встретить надписи на клинках типа: “Нет героя кроме Али, нет меча кроме зульфикара!”. В описаниях говорится, что Мухаммед через несколько лет после Хиджры в одной из битв отобрал у побежденного вождя местного племени оружие, которое в его руках приобрело магическую, сокрушительную силу. Позднее он передал это оружие своему зятю Али, который не посрамил его славу. Что именно это было за оружие, сейчас точно не известно, и споры о его виде идут до сих пор. Имеет хождение довольно сомнительный перевод названия, обозначивший “зульфикар” как клинок, который имел два конца или острия.

 

Действительно, самые ранние из известных образцов подражаний “мечу пророка”, например, хранящийся в стамбульском музее клинок конца XIV века, имели раздвоенный конец, образованный треугольным вырезом непонятного назначения. Кавказцы решили, что два острия на конце — это вид “в профиль” двух клинков, сваренных у рукояти и несколько смещенных по высоте относительно друг друга к концу. По этой или другой причине, кавказские “зульфикары” имели сразу два клинка, пружинящие и громко звенящие, когда их вытаскивали из ножен. Однако “зуль” по-арабски значит“ «имеющий”, а “фикар” является множественной формой слова “позвонок”, и буквальный перевод имени оружия — “имеющий позвонки”. Во фразе о “мече Али” употребляется слово “сейф”, то есть именно меч. Не исключено, что трофейный клинок Мухаммеда был с “бугристым”, волнистым лезвием.

 

Миграции булата

шашка, Кавказ, “имеющий позвонки”
Шашка гурда

В русско-турецких войнах постоянно участвовали донские казаки. Их оружие претерпевало “естественный” отбор. На вооружении казаков оказывались наиболее стойкие сабли и шашки, основное количество которых было отбито ими у горцев. В джигитовках и состязаниях выявлялись не только боевые качества всадников, но и крепость булата. Известные российские специалисты металлургии О. Жолондковский и И. Ильчук отмечали, что на Кубани и Тереке арсенал казаков представлял такую оригинальную мозаику, такую смесь оружия всех времен и стилей, что исследователи могли только диву даваться. У казаков можно было встретить холодное оружие, изготовленное из литого турецкого шама, дамасского сварочного булата и лучших сортов дамаскированной стали.

 

Это оружие в свою бытность было изготовлено прославленными мастерами Кавказа — из местечка Кубачи, знаменитыми братьямиоружейниками Исди-Кардаш, кинжальных дел мастером Магометом Муртазалиевым. Среди специалистов-оружейников бытует мнение, что слава кавказского оружия была изрядно преувеличена. Подлинно хороших клинков, откованных умелыми мастерами, такими как Басалай или Элиазарошвили, притом из добротной, качественной стали, в общей массе кавказского оружия было немного. Местные мастера для обеспечения сбыта своей кустарной продукции маскировали ее под качественный европейский “импорт”, применяя древний метод фальшивых клейм. Русский офицер в середине XIX века писал, что чеченские оружейники “по неизменному обычаю своих отцов подделывают шашки, называемые волчками”.

сабли Мухаммеда, магия, сталь”
Зульфикар — магические сабли Мухаммеда

По одной из версий “волчок” появился в Чечне из Западной Европы. Еще в XIV веке мастера из южно-германского города Пассау начали ставить на свои изделия известнейший фирменный знак — схематичное изображение бегущего волка. Холодное оружие из Пассау, главным образом мечи, прославилось своим качеством по всей Европе и даже на Востоке. Неудивительно, что клеймо стали подделывать. В Европе за это серьезно наказывали, поэтому конкуренты из Золингена в 1464 году попробовали официально выкупить у Пассау их фирменный знак. Однако попытка не удалась, и золингеновские оружейники начали понемногу использовать популярную марку лишь с XVIII века.

Клеймо “волчок” немцы, Пассау
Клеймо “волчок” немецкого города Пассау

К XIX веку, то есть к началу затяжной Кавказской войны, у горцев накопилось изрядное количество и пассауских, и золингеновских “волчков”. Вероятно, кавказские племена, плохо разбиравшиеся в живописи, по ошибке назвали клинки с бегущим волком “терс-маймун”, что поперсидски значит “трусливая обезьяна”. В Чечне лучшими считались сабельные клинки с изображением двух волчьих голов и двумя латинскими буквами посередине. Предположительно, эти клинки были льежской работы. Чеченцы назвали их “терс-меймуль”.

Кавказ, кинжал, прямой клинок, горцы”
Кавказский кинжал с прямым клинком

На сегодняшний день дошла до нас в отдельных экземплярах шашка “гурда” и, в основном, она хранится или в музеях, или в частных коллекциях. Клеймо “гурда” на этих шашках представляет собой серповидные зубчатые линии, часто со словом “Генуя” между ними и несколькими точками по бокам. Очевидно, что хорошую рекламу этому оружию сделали генуэзские клинки старинной работы, которые легко разрубали толстые гвозди. Генуэзцы издавна торговали с черкесами — начиная с XII века, а несколько позднее даже основали в Крыму свои колонии. После завоевания Крыма Турцией эта торговля прекратилась, и подлинных генуэзских клинков с этим популярным клеймом в общей массе оружия осталось относительно немного.

 

Продолжение Кавказские мастера булата и старинные оружейные традиции

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!