ПОИСКИ ЗОЛОТОЙ СТРАНЫ

 

Составители документа отнюдь не были могущественными властителями, стоящими во главе многотысячных армий. Писарро и Альмагро оба имели звание капитана, а Луке был священником. Последний приобрел неплохие связи в среде колониальной администрации и взялся раздобыть денежные средства, необходимые для организации военной экспедиции. Два первых должны были осуществлять ее непосредственное руководство, вкладывая в предприятие свои мечи и немалый опыт.

Писарро Франсиско, Трухильо, капитан
Писарро Франсиско (между 1470...1475 — 1541)

На тот момент Франсиско Писарро уже перевалило за пятьдесят. Он был незаконнорожденным сыном небогатого испанского дворянина и простой крестьянки. Отец никогда особенно не заботился о побочном отпрыске, хотя и позволил ему носить свое имя. В юности Франсиско пас свиней в родной деревне Трухильо и за всю жизнь так и не выучился грамоте. Но молодой человек отличался честолюбием и, понимая, что в Испании ему ничего не светит, решил отправиться искать счастья за океан. Здесь он участвовал в многочисленных походах конкистадоров в глубь новооткрытого континента и сделал неплохую карьеру: дослужился до капитана, получил земли и индейцев-крепостных. В другое время и в другом месте это было бы весьма недурно для нищего свинопаса, но открытая всего несколько десятилетий назад земля сулила сказочные возможности, и Писарро хотел от жизни большего.

 

Биография Диего Альмагро во многом сходна. Безродный сирота, подброшенный на церковную паперть, он, вероятно, тоже был чьим-то побочным сыном, тоже отправился в Новый Свет на поиски счастья и нажил средней руки состояние, которое, однако, не удовлетворило его честолюбие.

 

О сказочной стране Перу (или Биру), жители которой буквально купаются в золоте, испанцы впервые услышали в 1513 г. Тогда отряд конкистадоров под предводительством Васко-Нуньеса Бильбоа пересек Панамский перешеек и вышел к Тихому океану, открыв его для европейцев. Среди этих смельчаков был и Писарро. Встреченные на побережье индейцы носили золотые украшения. В ответ на расспросы чужеземцев они указывали на юг и произносили незнакомое слово: «Биру!».

карты, дороги инков, конкистадоры
Главные дороги инков

Очень может быть, что в тот раз туземцы имели в виду вовсе не владения могущественного инки, а расположенную несколько ближе золотоносную реку, но конкистадоры не желали довольствоваться малым. Воображение тотчас нарисовало им королевство, где не счесть пышных дворцов, набитых золотом по самые крыши. Странное совпадение, но похожая страна в западной части Южной Америки действительно существовала. Правда, называлась она, как позже выяснилось, Тауантинсуйу, но испанцы предпочли не ломать себе язык и дальше использовали привычное название — «Перу». Слухи о ней потихоньку просачивались в колонии, обрастая живописными подробностями. Наибольшим успехом пользовалась легенда о Золотом короле (по-испански — Эльдорадо). Каждое утро Золотой король, повелитель лежащей где-то на юге страны, смазывал свое тело ароматными смолами, а затем приказывал обсыпать его золотой пылью, пока не превращался в подобие сверкающей статуи. В таком своеобразном одеянии король проводил день, а вечером смывал толстый слой золота со своего тела и выбрасывал его, чтобы утром покрыть себя новым золотом.

 

Попытки найти и захватить страну Золотого короля предпринимались и до подписания знаменитого «договора трех конкистадоров». В частности, и Альмагро, и Писарро уже участвовали в подобных экспедициях. Отважные авантюристы продирались сквозь джунгли и болота, исследовали течения южно-американских рек, но пока находили лишь голод, малярию и стрелы туземцев. Иногда удавалось добыть некоторое количество мелких золотых побрякушек, которые не могли насытить жадность искателей сокровищ.

 

В 1526 г. Писарро, Альмагро и Луке решили взяться за дело всерьез и не отступать, пока не добьются своего. Им удалось приобрести две каравеллы, на которых они надеялись пройти вдоль тихоокеанского побережья далеко на юг и таким образом достичь таинственной страны Перу. Желающих принять участие в экспедиции оказалось не так уж много. В памяти населения Панамы еще были живы трудности и неудачи предыдущих походов. В конце концов удалось завербовать около 160 человек, которым нечего было терять, кроме своих долгов. Таким составом испанские искатели приключений отправились на завоевание страны, население которой, по самым скромным подсчетам, историки позже оценивали в 12 миллионов человек.

Император, Карл V,  король Испании
Император Карл V (Karl V), король Испании (1500-1558)

Попытки достичь Перу, идя вдоль побережья на каравеллах, предпринимались и раньше, но незнакомые с местными погодными условиями испанцы всякий раз выбирали для плавания неудачный сезон. На этот раз конкистадорам повезло, и под попутными ветрами они быстро и почти без приключений продвинулись довольно далеко на юг, в районы, густо заселенные индейцами. По дороге удалось ограбить несколько селений. Добытое таким образом золото не было тем сказочным богатством, о котором мечтали отважные авантюристы, но все же оно составило довольно солидную сумму.

 

После совещания предводителей был составлен план дальнейших действий. Писарро с некоторым количеством своих людей сойдет на берег и станет лагерем. Одна из каравелл, под командованием Альмагро, доставит уже награбленное золото в Панаму и привезет оттуда подкрепления. Другая каравелла, которой командовал опытный моряк Бартоломео Руис, поплывет вперед, чтобы произвести разведку. На том и порешили. Каравеллы отправились в путь, а Франсиско Писарро остался ждать их возвращения в устье реки Сан-Хуан.

 

Руис быстро продвигался на юг и у северной границы Перу встретил в море большой индейский плот под парусами. Это был один из знаменитых бальсовых плотов, вдохновивших норвежского ученого Тура Хейердала на плавание через океан к Полинезийским островам, родной брат прославленного «Кон-Тики». На плоту находилось несколько мужчин и женщин, одетых в яркие одежды из тонкой шерсти. Они везли с собой всевозможные изделия: ткани, посуду и ювелирные украшения из золота и серебра. С горем пополам объяснившись с индейцами, конкистадоры узнали, что те держат путь из Тумбеса, города на берегу океана в нескольких днях пути отсюда. Это большой и красивый город, но не самый большой и красивый в лежащей на юге стране, которой правят инки — дети Солнца. В горах далеко от моря находится их столица Куско, где золота и серебра не меньше, чем дерева.

Каравелла, судно, конкистадоры, инки
Каравелла — небольшие рыболовные или торговые суда, быстроходные, легкие и маневренные, способные выдерживать океанские штормы

Выслушав рассказ пассажиров плота, Руис решил задержать двоих из них у себя то ли в качестве пленников, то ли как почетных гостей, с тем, чтобы позже они смогли послужить испанцам проводниками и переводчиками. После этого каравелла-разведчик повернула назад к устью реки Сан-Хуан. Вскоре в лагерь конкистадоров вернулся и Альмагро, привезя с собой запас продовольствия и еще восемьдесят человек пополнения. Объединив свои силы, испанцы возобновили движение на юг и вскоре достигли страны Кито, северной недавно присоединенной провинции империи инков (прибрежная часть современного Эквадора).

 

Туземное население становилось все более многочисленным. Писарро старался наладить с ним дружеские отношения и запретил грабежи. Но, во-первых, этот запрет не всегда выполнялся, а во-вторых, конкистадоры и раньше успели пограбить достаточно, чтобы по побережью поползли не слишком приятные слухи. Искателей приключений выручало только то, что племена и народы Южной Америки находились между собой в весьма непростых отношениях и не всегда плохо относились к чужеземцам, которые ограбили соседей. Тем не менее найти безопасное место для стоянки в густонаселенном районе становилось все сложнее.

 

В конце концов испанцы обосновались на небольшом острове, который назвали Петушиным. Что делать дальше, они не знали. Беззастенчиво грабить ставших слишком многочисленными индейцев было опасно, возвращаться назад — обидно. В лагере конкистадоров не было единодушия, назревал бунт. Посовещавшись, вожди решили, что Альмагро вновь отправится за подкреплением и заберет с собой недовольных, а часть отряда во главе с Писарро останется на Петушином острове.

Зернохранилища, горы, Ольянтайтамбо
Зернохранилища инков на склонах гор вокруг Ольянтайтамбо

Плавание Альмагро назад в Панаму вышло трудным. Путь лежал вдоль заболоченного, заросшего джунглями побережья современной Колумбии, и испанцы страдали от недостатка продовольствия. Когда каравелла возвратилась в Панаму, ее оголодавшая команда представляла собой жалкое зрелище. Тяжелое впечатление произвели и рассказы недовольных, так что желающих отправиться на юг вслед за Писарро нашлось немного. Но хуже всего было то, что к идее новой экспедиции крайне негативно отнесся королевский наместник. Сперва он вообще хотел бросить Писарро и его людей на произвол судьбы, но затем решил отправить корабль, чтобы привезти смельчаков назад. Все же Диего Альмагро и патер Луке не теряли надежду переломить ситуацию в свою сторону. На судне, посланном за Писарро, они передали письмо, в котором говорили, что не оставляют попыток сколотить дополнительный отряд и добиться разрешения на его отправку.

 

Когда спасатели достигли Петушиного острова, они застали людей Писарро в весьма бедственном положении. Конкистадоры страдали от голода, болезней и сезонных проливных дождей. Большинство из них с радостью встретили предложение вернуться в Панаму. Но Писарро был полон решимости дождаться подкрепления и двигаться дальше. Взяв в руки меч, он острием провел на песке черту с востока на запад и обратился к своим людям с пламенной речью, которая заканчивалась словами: «По одну сторону Перу и богатства, по другую — Панама и нищета. Пусть каждый выберет то, что больше подходит отважному кастильцу. Мой путь ясен: я пойду на юг!». Сказав это, он переступил черту. Вслед за ним это сделал Бартоломео Руис и еще двенадцать человек. Они остались на острове ожидать подкрепления, остальные вернулись в Панаму. Много лет спустя именно этот эпизод богатой приключениями жизни знаменитого конкистадора изобразят на его гробнице в Лиме, новой столице завоеванной им страны.

 

Рассказ о поступке Писарро произвел сильное впечатление в Панаме. В конце концов наместник, хоть и с большой неохотой, дал разрешение отправить на юг еще одну каравеллу с немногочисленным экипажем. Взяв на борт Писарро и его людей, каравелла продолжила плавание вдоль южноамериканского побережья и спустя двадцать дней достигла Тумбеса — северных ворот империи инков.

 

Тумбес оказался действительно большим городом, многие конкистадоры не видели прежде ничего подобного. Перуанцы превосходили европейцев XVI в. в градостроительном искусстве. Писарро привез с собой двух индейцев-переводчиков, пассажиров бальсового плота, и с их помощью вступил в переговоры. На этот раз искатели приключений предпочли воздержаться от грабежей, тем более, что мирная меновая торговля на первых порах казалась достаточно прибыльной. На дешевые, но поражающие воображение индейцев безделушки испанцы выменивали золотую и серебряную посуду.

Террасы, сельское хозяйство, Перу, Анды
Террасы позволяли вести сельское хозяйство на ранее непригодных к обработке землях

Об этой встрече перуанцев с европейцами рассказывали много занимательных историй. Говорили, что индейцы приняли приплывших на каравелле конкистадоров за сыновей Виракочи, или Кон-Тики, мифического владыки, который правил в этих краях много лет назад, а затем ушел в океан. Когда представитель испанцев сошел на берег, чтобы осмотреть город, жители Тумбеса решили проверить его сверхъестественное происхождение и выпустили ему навстречу священного зверя — ягуара. Испанский хронист утверждает, что, будучи добрым католиком, конкистадор вознес молитву, и свирепый хищник начал ласкаться к нему, как котенок.

 

В Тумбесе испанцы увидели много такого, что оправдывало самые смелые их ожидания. Особенно поразил их храм Солнца, окруженный садом, где деревья и цветы были выкованы из чистого золота и серебра. А ведь, по словам индейцев, это был не самый богатый город в лежащей перед конкистадорами империи!

 

Писарро пришел к выводу, что соваться в глубь страны сейчас было бы безумием, но он видел достаточно, чтобы никто не смог назвать проект новой экспедиции пустой затеей. Он принял решение вернуться в Панаму, чтобы оттуда отправиться в Испанию и заручиться поддержкой самого короля Карла V.

 

Летом 1528 г. Писарро сошел на берег в Севилье и тотчас встретил своего старого кредитора, который потребовал заключения несостоятельного должника в тюрьму. Но слухи об открытиях конкистадора уже достигли двора, и по королевскому приказу того выпустили и разрешили продолжить путешествие.

Атауальпа, междоусобица, империя
Атауальпа

Король принял Писарро очень тепло, выказал полное одобрение всем его проектам, обещал высокие должности в еще не завоеванной провинции, но выделять реальные деньги не спешил. Зато вождю конкистадоров был пожалован очень красивый герб: на переднем плане королевские символы — черный орел и две колонны, а вдалеке уходящий корабль и очертания перуанского города. Впрочем, моральная поддержка монарха тоже принесла ощутимую пользу. Писарро отправился на родину вербовать участников для будущего похода и был встречен там с восторгом, на что бывший свинопас Франсиско едва ли мог рассчитывать, если бы не королевская милость. Писарро разыскал своих братьев. Двое из них — Хуан и Гонсало — были такими же бастардами, как и сам Франсиско, и только старший, Эрнандо, родился в законном браке. Все Писарро, гордые и бедные, выразили готовность отправиться вместе с братом за океан. Среди их земляков также нашлось много желающих, а кое-кто из деловых людей решился финансировать предприятие, которое одобрил сам король. В январе 1530 г. Писарро со своими новыми сторонниками покинул Испанию и направился в Новый Свет.

 

Если в Испании вождя конкистадоров встречали с восторгом, то в Панаме его ожидал более холодный прием. Его компаньоны Альмагро и Луке считали, что он плохо представлял их интересы перед королем, благодаря чему получил должность наместника всей провинции Перу, тогда как остальным участникам «договора трех конкистадоров» пришлось довольствоваться более скромными должностями. Писарро, однако, удалось уговорить партнеров не делить пока шкуру неубитого медведя, а приступить к вербовке недостающих участников похода. В январе 1531 г. люди Писарро вышли из Панамы на трех каравеллах и направились в Тумбес. Численность отряда завоевателей не превышала двухсот человек, но они крепко верили в свою звезду и надеялись, что вскоре к ним присоединится подкрепление во главе с Альмагро.

 

ИМПЕРИЯ ПЕРУ

 

Здесь уместно будет сказать несколько слов о том, что представляла собой страна инков, на завоевание которой отправились две сотни авантюристов. Прежде всего, это государство едва ли заслужило эпитет «древнее», которым его часто награждают в популярной литературе. Возникшая в XIV в. империя Перу на момент появления в ее границах конкистадоров была государственным образованием сравнительно молодым и постоянно расширяющимся. Правда, в сердце империи — высокогорном районе близ священного озера Титикака — некогда существовала действительно древняя культура, ровесница римской, и оставила после себя весьма впечатляющие памятники, но нет никаких оснований полагать, что инки — прямые потомки ее создателей.

меченосец, аркебузир, пикинер
1 — испанский меченосец (1520-1550 гг.); 2 — испанский аркебузир (1520-1540 гг.); 3 — испанский пикинер (1540 г.).

Центром, откуда началось развитие государства инков, была обширная долина, лежащая в Андах на высоте более 3000 м над уровнем моря. Она была заселена племенами, относящимися к языковой семье кечуа. На протяжении XV столетия эти племена, объединившись, один за другим подчиняли соседние народы, постепенно создав могущественную империю, столицей которой был Куско — город с регулярной планировкой и населением около 200 тыс. человек, превышающий своими размерами любой современный ему город Европы.

 

Индейцы-кечуа избегали браков с представителями покоренных народов, создав замкнутую касту правителей, которая и получила название «инки». Верховный правитель носил титул сапа инка. При этом завоеватели весьма поощряли распространение среди пестрого в этническом отношении населения империи своего языка. Стоило инкам утвердить свою власть на новой территории, как туда тотчас посылали преподавателей, которые должны были научить новых подданных сапа инки говорить на кечуа.

 

Хотя инкская аристократия не знала недостатка в драгоценных металлах, знаком высшей власти была не золотая корона, а налобная повязка из красной шерсти, украшенная двумя чернобелыми перьями священной птицы карекене. Эту птицу не разрешалось ни убивать, ни держать в неволе. Лишь в день коронации нового владыки жрецы ловили карекене, чтобы забрать два пера из крыльев. Затем птицу отпускали на свободу.

 

Испанские хронисты считали власть сапа инки ничем не ограниченной, но имеются также сведения, что в империи Перу существовал совет высшей знати, чьи функции и полномочия, правда, неясны. По-видимому, верховный правитель единолично утверждал наместников в четыре крупнейшие области, на которые делилась империя. Те в свою очередь назначали правителей следующих по уровню административных единиц. Руководство самыми мелкими территориальными округами осуществляли старейшины завоеванных племен, которые отчитывались перед назначенными сапа инкой чиновниками.

Плен, Атауальпа, гражданская война
Пленение Атауальпы

Установить точное число жителей Тауантинсуйу сейчас не представляется возможным, приблизительные оценки историков колеблются от 10 до 30 млн. человек. Все подданные сапа инки подлежали жесткому контролю со стороны административного аппарата. Они не могли менять место жительства или род занятий без разрешения соответствующего чиновника. Основу хозяйства империи составляло террасное земледелие, требующее больших общественных работ. Площадь годных для обработки земель в долинах и на побережье была невелика. Зачастую на склонах Анд вырубали каменные карнизы, которые затем засыпали плодородной землей, принесенной из предгорий. Кроме того, инки выстроили великолепную сеть дорог, за что их прозвали «римлянами Нового Света». Через всю империю с севера на юг тянулись две главные магистрали, расположенные параллельно друг другу. Одна шла вдоль океанского побережья, другая — высоко в горах. От них ответвлялись многочисленные меньшие дороги и тропы, обсаженные фруктовыми деревьями и снабженные придорожными гостиницами. Прокладывающих дорожную сеть перуанцев не пугала необходимость устроить насыпь через болото или пробить туннель в скале. Поскольку инкская культура не знала колесного транспорта, на крутых подъемах устраивали ступени, которые местные вьючные животные — ламы — легко преодолевали.

 

Для лучшей организации всех этих работ население делили на группы с приблизительно одинаковым количеством семей. В случае надобности ряд семей могли переселить в другие области. За эффективностью работы и благосостояние каждой группы следил определенный чиновник.

 

Перуанцы не подвергались нещадной эксплуатации. Для каждой возрастной категории подбиралась подходящая работа. Для выполнения самых тяжелых работ, например, в рудниках, рабочий день был строго ограничен. На содержание детей, стариков и больных выделялись специальные средства. В случае какого-либо бедствия можно было рассчитывать на помощь государства. Специально для этой цели по всей стране были устроены продовольственные склады. Привлекаемые для общественных работ и военной службы индейцы получали государственное содержание. Перуанское общество не знало такого, весьма распространенного в постколониальной Латинской Америке, явления, как нищенство.

 инки, полководец, Империя, чинчайсуйю, воин
1 — инкский полководец; 2 — Империя Инков полководец чинчайсуйю; 3 — инкский воин.

Вместе с тем жители империи Перу испытывали мелочную опеку государства во всех сферах своей жизни. Они не могли свободно перемещаться по стране, должны были носить строго установленную форму одежды и т. д. Даже для того чтобы взять в жены ту девушку, которая ему нравится, перуанец должен был «подмазать» чиновника, в противном случае невесту ему назначали в административном порядке. Специальные надсмотрщики следили за тем, содержат ли супружеские пары в надлежащем порядке свой дом. Кое-кто из западных историков называл порядки, царившие в стране инков, «образцом государственного социализма», советские ученые такое определение с негодованием отвергали и предпочитали говорить о «деспотизме с сильными пережитками родового строя».

 

Аристократия покоренных племен составляла в империи особую прослойку, вознесенную над рядовыми перуанцами, но подчиненную инкам. Чтобы сохранить право управлять своими единоплеменниками, ее представители должны были какое-то время пожить в Куско, выучить обычаи и язык инков, а затем оставить там заложника, желательно старшего сына. Особо строптивое племя могли насильственно переселить из родных мест. Иногда знатные инки имели настоящих рабов из числа покоренных народов, но это явление не было массовым.

 

Верховная власть в Перу передавалась по наследству. Сапа инка имел много жен и детей, но законной являлась единственная жена, которую выбирали из числа его ближайших родственниц. Только ее старший сын мог наследовать трон.

 

Надо сказать, что к моменту появления испанцев империя разрослась уже настолько, что ее управление из одного центра стало несколько затруднительным. К тому же и некоторые случайные обстоятельства способствовали политическому кризису. Правивший в 1493-1525 гг. сапа инка

 воин чинчайсуйю, пращник кечуа,воин чимора
1 — воин чинчайсуйю; 2 — пращник кечуа; 3 — воин чимора

Уайна Капак владел территорией от Амазонки до Аргентинской низменности и был вынужден проводить немало времени на окраинах своих владений, усмиряя недовольных. Поэтому он обзавелся второй столицей, сделав ею город Кито (современная столица Эквадора). Уайна Капак имел законного наследника по имени Уаскар, но у него также был любимый сын от наложницы — молодой талантливый полководец Атауальпа, который сопровождал отца в большинстве походов. Перед смертью Уайна Капак решился нарушить установленные обычаи и разделить империю между двумя сыновьями. Уаскар получил трон в Куско и южные земли, Атаульпа — Кито и ряд северных областей.

 

Это было крайне неудачное решение. Несколько лет после смерти отца Уаскар и Атауальпа с горем пополам сохраняли мир, но потом сцепились в братоубийственной войне. Каждый пытался подмять под себя все отцовское наследство. Когда воины Писарро появились на окраинах империи, в ее центральных областях шла кровавая междоусобица, поэтому вторжение конкистадоров оказалось практически незамеченным. И это при том, что инки, используя дымовую сигнализацию, умели передавать известия на три тысячи километров за 4 часа. В 1532 г. испанцы успели изрядно пограбить приграничные поселения и при этом не отрезали себе путь к мирным переговорам. Грабительские набеги вполне могли сойти за вмешательство в гражданскую войну на стороне одного из претендентов на престол.

 

ВСТРЕЧА В КАХАМАРКЕ

 

Пока отряд Писарро, оставив каравеллы, пробирался в глубь страны, Атауальпа успел разбить войско Уаскара, заточить того в крепость и стать единоличным правителем империи. Войско победителя встало лагерем близ города Кахамарка на восточной стороне Андского хребта. Туда и направились конкистадоры, положившись на удачу и решив покамест воздержаться от агрессивных действий в отношении индейцев. 15 ноября 1532 г. они вступили в Кахамарку.

 

Город оказался покинут жителями, зато на некотором отдалении виднелось бесчисленное множество палаток, расположенных в строгом порядке. Испанцы поняли, что владыка Перу находится среди своего войска. Они заняли пустующие здания вокруг центральной площади Кахамарки и отправили посольство к Атауальпе.

 

Представшие перед лицом сапа инки посланники передали ему приветствия могущественного заокеанского владыки — испанского короля, и высказали надежду, что властитель Перу почтит своим посещением Кахамарку, где испанцы приготовили в его честь торжественный ужин. Вначале Атауальпа отклонил приглашение, ссылаясь на пост, но в целом принял чужеземцев довольно милостиво. Он с интересом отнесся к тому, что испанцы предложили свою помощь для усмирения непокорных окраинных племен. В конце концов хитрецу Писарро удалось заманить верховного инку в Кахамарку. Трудно сказать, что руководило Атауальпой, древний ли обычай или преувеличенное представление о трепете, который должна внушать его особа чужеземцам, но он явился на встречу хоть и с многочисленной свитой, но без вооруженной охраны. Позже один из товарищей Писарро выскажется по этому поводу: «Ну разве это не Провидение Божие? Только Он мог внушить инке столь нелепую мысль!».

 Золото, стена, инки
Золотая стена инков

Когда Атауальпа в сопровождении толпы разряженных придворных прибыл на центральную площадь Кахамарки, ему навстречу вышел капеллан отряда конкистадоров. Прочитав цветистую проповедь, он потребовал, чтобы сапа инка признал себя вассалом испанского короля, отрекся от своих ложных богов и принял крещение. В заключение он протянул Атауальпе Библию. Ошалевший от такой наглости властитель Перу швырнул на землю священную книгу и разразился гневной речью. В ответ из окон окружавших площадь зданий загрохотали аркебузы, и облаченные в сияющие стальные доспехи испанцы ринулись на растерявшихся индейцев.

 

Главной целью Писарро было захватить сапа инку живым. Будучи в Испании, он встречался с Эрнандо Кортесом, завоевателем Мексики, и хорошо запомнил его совет: «Помните одно, Франсиско — если вам удастся захватить в плен священную особу короля Перу, то судьба его страны будет решена. Я утверждаю это, опираясь на собственный опыт». Когда в кровавой свалке возникла опасность того, что Атауальпа будет убит, Писарро ринулся вперед, чтобы защитить инку, и попал под удар меча одного из соратников. Это была единственная рана, полученная испанцами в этом столкновении. Она была неопасной. У предводителя конкистадоров вполне хватило сил за волосы вытянуть властителя Перу из опрокинувшихся носилок и сорвать с его головы красную повязку — символ верховной власти.

 

Несмотря на эту унизительную для монаршего достоинства сцену, оказавшись в плену у испанцев, Атауальпа не перестал быть главой государства в глазах своих чиновников и офицеров. Этим обстоятельством и воспользовались отважные авантюристы, чтобы утвердить свою власть над обширной и богатой страной. После успеха операции в Кахамарке небольшие (в несколько десятков человек) отряды конкистадоров могли безнаказанно разъезжать по округе, где были размещены многочисленные перуанские войска. Без приказа владыки никто не смел напасть на чужеземцев, а последний опасался за свою жизнь и не оставлял надежды договориться с пришельцами. Пока Атауальпа искал решение, грандиозный административный аппарат его империи продолжал работать без сучка, без задоринки. Испанцы охотно пропускали к сапа инке высших чиновников для получения приказов.

 

НЕВИДАННЫЙ ВЫКУП

 

Ежедневно общаясь со своими тюремщиками, Атауальпа быстро понял, что более всего пришельцев из-за океана интересует желтый металл, который индейцы называли «слезами Солнца», и попытался купить себе жизнь и свободу, предложив выстелить золотом пол комнаты, где его держат. Испанцы отвергли это предложение. Тогда инка протянул руку вверх и поднялся на цыпочки, показывая до какого уровня может заполнить комнату сокровищами. Это произвело впечатление. Писарро собственноручно провел красную линию на стене на высоте 9 футов от пола и торжественно пообещал освободить пленника, если помещение будет заполнено золотом до этой отметины. Длина комнаты равнялась 22 фута (6,7 м), ширина — 17 футов (5,2 м). Договорились, что причудливой формы украшения и пустые изнутри сосуды не будут переплавлять в слитки, а просто бросят в общую кучу.

 статуэтки, золото, инки
Золотые статуэтки инков

Надо сказать, что Писарро едва ли мог себе позволить выполнить условия договора. Выпустив из рук своего пленника, он не ушел бы с добычей через Андские перевалы. Но поначалу он не собирался и нарушать данного слова, полагая, что Атауальпа будет не в состоянии выполнить свою часть соглашения. Когда золотой поток начнет иссякать, — думал Писарро, — он с чистой совестью сможет отказаться освободить инку, а скопившееся в комнате золото останется в руках конкистадоров.

 

Соглашение было заключено, и во все концы империи отправились гонцы, собирая золотые изделия из многочисленных дворцов сапа инки и его вельмож. Одновременно Атауальпа смогтайно передать своим сторонникам еще один приказ: второй претендент на перуанский престол не должен остаться в живых. Вскоре после того, как в Кахамарку начала стекаться золотая река, заключенный в крепости Уаскар был убит своей стражей. Между темохраняемые приказом сапа инки испанцы начинали чувствовать себя хозяевами в Перу. Небольшими вооруженными отрядами они разъезжали по стране и безнаказанно грабили перуанские храмы.

 

Нельзя не согласиться, что феномен молниеносного завоевания обширной, могущественной и, казалось бы, столь гармонично устроенной державы Перу горсткой авантюристов вызывает оторопь. На протяжении миновавших с тех пор веков выдвигалось множество объяснений этому событию. Наиболее поверхностное: испанцы смогли легко победить перуанцев, потому что стояли на неизмеримо более высокой ступени технического развития. Оно не выдерживает никакой критики. Мы знаем, например, что во второй половине XIX в. суданские махдисты, вооруженные буквально дрекольем, смогли организовать эффективное сопротивление против регулярной английской армии, по сравнению с конкистадорами весьма многочисленной и имеющей на вооружении магазинные винтовки. (Для интересующихся подробностями: этой войне была посвящена одна из предыдущих публикаций в «НиТе». Ее ключевым эпизодом стала битва при Омдурмане, когда средневековая мусульманская конница бросилась на новоизобретенные английские пулеметы. Правда, это последнее сражение махдисты проиграли, но многочисленные военные историки отнюдь не считали его исход предрешенным заранее.)

 

Между тем вооружение испанских конкистадоров было далеко не таким совершенным, как у англичан в Судане. Они имели в своем распоряжении несколько десятков аркебуз — оружие громоздкое, неудобное и долго заряжающееся, не сравнить с магазинными винтовками. Большинство приспешников Писарро не имели даже этого, довольствуясь более качественными, чем у индейцев, копьями, стальными мечами и доспехами. Число арбалетов тоже было ограниченно.

 

Перуанская армия имела в своем составе организованные отряды, вооруженные дротиками и пращами. Отдельные подразделения составляли воины, орудовавшие бронзовыми топорами и боевыми дубинками. Такая дубинка имела 9 футов в длину и тяжелый медный наконечник, снабженный острыми шипами. Существовали также копейщики, которые шли в атаку с тридцатифутовыми копьями. Индейцы пользовались легкими и прочными деревянными щитами и довольно эффективными доспехами из стеганого хлопчатника. При необходимости перуанские военачальники могли поставить в строй сотни тысяч человек. В случае прямого столкновения регулярная армия инков просто размазала бы отряд Писарро с его мечами и аркебузами, и наместник Панамы, настроенный, как мы помним, весьма скептически, вряд ли скоро прислал бы новых людей вслед исчезнувшим.

 украшение, золото, инки
Золотое украшение инков

Иногда ссылаются на то, что огнестрельное оружие и лошади испанцев вызывали у индейцев панический ужас. Пожалуй, этим можно объяснить успех кахамаркской операции, но не все, за ней последовавшее. Среди краснокожих воинов было немало способных преодолеть это чувство. Имеются свидетельства, что уже в числе тех, кто сопровождал Атауальпу в Кахамарку, были такие, которые кидались под копыта коней, защищая своего господина. Позже, когда первый шок был преодолен, такие случаи стали происходить все чаще. Что касается суеверного трепета, который индейцы, возможно, питали к испанцам, как к предполагаемым сыновьям Виракочи, то, наверное, он сыграл свою роль, но ее не стоит переоценивать. Конкистадоры с самого начала довольно небрежно относились к своему имиджу посланцев богов, а позже беззастенчиво попирали местные обычаи, грабили и оскверняли храмы, уничтожали священные изображения, не заботясь о том, что скажут жрецы.

 

Наконец, еще одна версия, на первый взгляд, самая убедительная. Насилие над священной особой сапа инки вызвало в Перу культурный шок. Почтение подданных к своему законному владыке было столь велико, что они просто не представляли, как можно не повиноваться его приказу, а поднявшие на него руку уж точно должны обладать какой-то жуткой сверхъестественной властью, не только над людьми, но и над богами, ведь инка — живой бог на земле. Выглядело бы весьма правдоподобно, если бы не одно «но». Атауальпа не был законным властителем Перу. Он был узурпатором, захватившим трон вопреки установленным в империи законам престолонаследия. К тому же сделал он это совсем недавно. Своего предшественника Уаскара, который с куда большим основанием мог называться живым богом, Атауальпа заточил в темницу, и культурного шока это не вызвало.

 

Думается, все было несколько проще. Пока чиновники по приказу захваченного в плен владыки обдирали золотое убранство дворцов и отправляли его в Кахамарку, широкие народные массы Перу продолжали жить как жили: обрабатывать землю, вырубать горные террасы, строить дороги. И, между прочим, исправно получать пайки с продовольственных складов. На их содержимое испанцы пока не покушались. Рядовые перуанцы вообще, наверное, не сразу поняли, что в высших сферах происходит что-то необычное. Несколько ограбленных деревень на окраине империи не в счет. Они и раньше могли пострадать от соседних племен. А то, что владыке вдруг понадобилось собрать все свое золото в одном месте, так ему виднее. Вряд ли инки когда-либо поощряли рядовых подданных империи к размышлению на подобные темы. Дело простого человека — исполнять, что ему скажет начальник, и получать за это скромные, но гарантированные жизненные блага.

 

Ну а верхи... верхи вели свою сложную политическую игру, в которой заокеанским гостям с непонятными, но, видимо, большими возможностями отводилась роль крупной козырной карты. Совсем недавно многие видные политические деятели державы Тауантинсуйу поставили на Атауальпу и отказали в поддержке Уаскару. Теперь с появлением на сцене новой силы у некоторых мог появиться соблазн переметнуться к другому претенденту, но Атауальпа сумел наглядно продемонстрировать, что делать этого не стоит. Государственные мужи выжидали, просчитывали в уме возможные комбинации, и никто не отваживался отдать решительный приказ, а кто-то, наверное, уже поладил с новыми хозяевами. В пользу последнего предположения говорит то, что через несколько месяцев после пленения Атауальпы Писарро пришел к выводу, что тот больше неинтересен ему как заложник, но будет опасен, если окажется на свободе. Не стоит также забывать, что некоторые знатные инки впоследствии неплохо вписались в испанскую колониальную элиту, получили христианские имена и дворянские титулы, дали детям европейское образование.

 

Пока перуанские политики соображали, на кого им лучше поставить, по великолепным инкским дорогам, ведущим к Кахамарке, шли и шли носильщики с грузом золота на плечах. Груда сокровищ в заветной комнате быстро росла и в скором времени должна была достичь красной черты. Предводитель конкистадоров задумался. Он вовсе не желал освобождать сапа инку из плена и искал повод этого не делать. Тем временем к испанцам прибыло подкрепление в лице отряда Альмагро численностью около 150 человек. Позиции завоевателей еще более укрепились, и Писарро решился отдать приказ перехватывать караваны с золотом на подходах к Кахамарке. Таким образом сокровища все равно попадали в руки конкистадорам, но комната не наполнялась и Атауальпа был объявлен не выполнившим свою часть договора.

 Комната выкупа, Кахамарка, Атауальпа,золото
Комната выкупа в Кахамарке. По мнению некоторых историков, именно в этой постройке содержался последний независимый правитель инков Атауальпа, и именно эта комната была заполнена золотом для выкупа плененного вождя. Сама комната выкупа представляет из себя типичное инкское строение со слегка наклоненными стенами, построенное из вулканического камня

После этого испанцы решили, что настало время подсчитать и поделить добычу. Для простоты дележки ювелирные изделия, скульптуры, изысканную посуду бросили в печь и переплавили в геометрически правильные слитки. Лишь несколько наиболее выдающихся, с точки зрения Писарро, произведений перуанских ювелиров избежали этой участи. Они были отправлены в подарок испанскому королю. Добыча составила более 6 тонн золота, а также значительное количество серебра и драгоценных камней. Казалось бы, самое время было вспомнить о «договоре трех конкистадоров», но Писарро предпочел о нем забыть. Сокровища не стали делить на три равные части. Патер Луке к тому времени уже умер, и никто не стал искать его наследников, а прибывшие на место событий уже после пленения инки люди Альмагро получили значительно меньшую долю, чем первопроходцы.

 

КОНЕЦ АТАУАЛЬПЫ

 

Дождавшийся подкрепления и наладивший отношения кое с кем из местной знати Писарро все больше утверждался в мысли, что Атауальпа уже не нужен ему как заложник и от него необходимо избавиться. Однако, он не пожелал просто убить пленника, находившегося всецело в его власти. Против бывшего властителя Перу был организован показательный политический процесс, на котором его обвинили... в узурпации власти и подлом убийстве своего брата и законного сюзерена Уаскара. В качестве второстепенных пунктов обвинения шли поклонение демонам, нарушение Божьих заповедей, оскорбление христианских святынь и подстрекательство к бунту против испанцев. Атауальпу приговорили к сожжению на костре и обещали ему менее мучительную казнь, если бывший языческий император примет крещение. Приговоренный согласился — и 29 августа 1533 г. был задушен веревкой. Легенда утверждает, что в минуту его смерти в Андах пробудился вулкан Катапахи и изверг из своего жерла огромную каменную глыбу.

 

После казни Атауальпы новые хозяева страны решили не оставлять перуанский трон вакантным и назначить нового сапа инку, который будет править как вассал испанского короля. Если следовать логике обвинения, предъявленного казненному, законным наследником престола должен был считаться Манко — младший единоутробный брат убитого Уаскара, но испанцы предпочли видеть на троне Топарку — еще одного сына Уайна Капака от наложницы. Однако кто-то из высшей знати Перу был решительно против этого выбора. Принеся присягу верности Карлу V, инка Топарка отправился в Куско в сопровождении пышного эскорта из конкистадоров и самого Писарро, но так и не доехал до столицы. Он внезапно умер в дороге при весьма подозрительных обстоятельствах. Испанцев ожидали и другие неприятности. Во время перехода из Кахамарки в Куско на них впервые было совершено организованное нападение перуанцев. Правда, те действовали весьма нерешительно и, получив отпор, обратились в бегство. Но закончилось путешествие не так уж плохо. Уже недалеко от столицы в лагерь к испанцам явился Манко, заявил о своих правах на престол и заверил в своей лояльности. Подумав, вожди конкистадоров согласились с этой кандидатурой и 15 ноября 1533 г. торжественно вступили в Куско, приведя с собой нового сапа инку.

 

Продолжение следует

 

Статья была опубликована в ноябрьском номере журнала "Наука и техника" за 2010 год

 

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!