От редакции. Статуэтки из Акамбаро не столь прославлены, как рисунки плато Наска или Баальбекская терраса, но тоже популярная тема в серии «Загадки истории». Из нижеприведенной статьи можно во всех подробностях узнать, как история эта развивалась в прессе и популярной литературе. Что до выводов, то в этом же тексте есть детали, которые должны насторожить вдумчивого читателя. Для начала предлагаем вам найти их самостоятельно. Ну а для тех, кто захочет себя проверить, в конце будет дан еще один редакционный комментарий.

Вольдемар Джульсруд, музей, Акамбаро, артефакты, рисунки
Материалы о Вольдемаре Джульсруде в музее Акамбаро

Мы уже как-то писали о загадочных камнях в окрестностях небольшого городка Ики на юге Перу, у побережья Тихого океана, артефакты которого являются археологическими фактами, наглядно показывающими прямо-таки фантастические истории человеческого бытия. Очень не понравятся представителям догматических школ сюжеты рисунков, выгравированных на этих валунах древними умельцами. Но на этом загадка находок не заканчивается, а имеет продолжение в не менее интересных находках неподалеку от мексиканского городка Акамбаро в трех сотнях километрах от столицы, где аналогичным образом ведут себя официальные историки, археологи и этнографы по отношению к местному блестящему открытию, совершенному в середине прошлого столетия.

 

Акамбаро мало чем отличается от массы других мексиканских городков. В нем нет каких-то общепризнанных достопримечательностей, относящихся к древней истории или хотя бы ко временам конкисты, поэтому основные туристические маршруты проходят вдали от него. Ранее, до прихода испанцев, в окрестностях Акамбаро жили представители народа тарасков, говорившие на языке, коренным образом отличавшемся от языка соседей. По мнению исследователей, они не имели среди окружающих племен сородичей и вполне могли прийти в Мексику с территории Перу, где возле упомянутого города Ика были найдены загадочные камни с выгравированными рисунками, на которых также часто изображались динозавры и лошади.

 

Итак, летом 1944 г. выходец из Германии Вольдемар Джульсруд (или Юльсруд) — бизнесмен в штате Гуанахуато, совершая конную прогулку в окрестностях холма Эль Торо, случайно нашел несколько обтесанных камней, фрагментов керамики и небольшую глиняную статуэтку на размытой дождями обочине дороги, проходящей по склону этого холма. Наиболее понравившиеся находки он забрал с собой. Имея достаточно познаний в местной археологии, Джульсруд сразу понял, что эти находки могут представлять научный интерес. Так и началась эта история, а также соответствующие проблемы и непонимание в научном мире. Стоит отметить, что Джульсруд всегда интересовался различными древностями, даже поучаствовал в юности в археологических раскопках. В 1923 г. он непосредственно участвовал в раскопках древней культуры Чупикуаро. Место раскопок находилось всего в пятнадцати километрах от места находки, поэтому он и предположил, что найденное также имеет отношение к культуре Чупикуаро. Но профессиональным ученым он не был и к моменту начала формирования своей коллекции, которая ныне хранится в музее его имени, занимался торговлей скобяными изделиями.

 

Со временем заинтригованный находкой он начал собственные изыскания, поступив поначалу очень просто — он нанял местных крестьян. Однако они погнались за количеством находок, не обращая особого внимания на их сохранность, и приносили Джульсруду много уже разбитых глиняных статуэток. Тогда он изменил тактику и объявил, что будет платить только за целые предметы, и платил от одного до трех песо (мексиканский песо тогда был равен примерно 12 американским центам) за каждую целую находку в зависимости от ее размера. После этого работа пошла гораздо аккуратней, и даже случайно разбитые предметы предварительно склеивались, прежде чем быть предъявленными Джульсруду. Так начала формироваться его коллекция, которая в дальнейшем пополнялась его сыном и внуком.

 

Активные раскопки продолжались семь лет. Джульсруд истратил почти все свое состояние, которое составляло порядка 70 тысяч песо (по тем временам это равнялось примерно 8,5 тысячи американских долларов). Однако, будучи исследователем, а не торговцем древностями, Джульсруд за всю свою жизнь, даже находясь в самом стесненном положении, не продал ни одного предмета из своей коллекции.

Склон, холм, Эль Торо, раскопки, исследователи
Склон холма Эль Торо

Вольдемар стал обладателем значительной коллекции, насчитывающей 33 000 (по другим данным — более 37 000) древних артефактов. Большую часть среди них занимали изготовленные из разной глины методом открытого обжига керамические статуэтки. Тут есть изделия как из местной светлой, так и из черной глины из г. Оахаки, до которого по воздушной прямой более полутысячи километров. Порядка 2 600 фигурок изображали различных существ, вымерших миллионы лет назад, принимаемых за динозавров, в том числе похожих на игуанодона, тиранозавра, брахиозавра, анкилозавра, плезиозавра, птеранодона и т. п. Было и множество неизвестных видов, напоминающих что-то вроде крылатых драконов. Значительное число фигурок изображало людей с этими существами. Такие своего рода бытовые зарисовки показывали широкую гамму совместного сосуществования и взаимодействия, от охоты друг на друга до одомашнивания. В существенно меньшем объеме были представлены фигурки, напоминающие вымерших млекопитающих, — лошадь ледникового периода, шерстистый носорог, гигантские обезьяны плейстоценового периода. Были также найдены изделия из камня, разнообразные музыкальные и ремесленные инструменты, маски, посуда и пр. В основном статуэтки имели размеры от нескольких десятков сантиметров до метра-полутора и были представлены людьми, животными, скульптурными композициями. В целом найденной коллекции присущее необычное разнообразие, которое отвергается и даже попросту игнорируется академической наукой под разными предлогами.

 

Так как среди фигурок обнаружились вымершие животные, включая динозавров, то стало ясно — первоначальное предположение о культуре Чупикуаро крайне сомнительно.

 

Почти все находки были найдены в полосе шириной примерно около 80 метров и длиной полтора километра вдоль всего склона этого холма на небольшой глубине. Статуэтки были сгруппированы по нескольку десятков штук как бы в отдельных ячейках. Многие животные показаны в движении, что не характерно для столь древнего искусства. А среди человеческих скульптур имеются явно европеоидные бородачи, а также, судя по всему, жители Шумера, Египта, монголоиды и отдельные люди с явно выраженными негроидными чертами — неизвестные мастера изобразили все расы, живущие на Земле (от кавказцев до монголоидов).

 

В сухой мексиканской земле Джульсруд также нашел: человеческие черепа, обсидиановые и нефритовые инструменты, маски, зубы лошади ледникового периода, скелет мамонта, несколько видов фигурок и статуэток (из глины, камня, керамики). Помимо динозавров, видовая принадлежность многих ископаемых животных остается загадкой и по сей день.

 

Обычно искусству других древних культур характерно довольно частое повторение сюжетов, образов, наличие многочисленных дублей, но здесь большинство статуэток уникально. Хотя, конечно, все равно их можно сгруппировать по сходству сюжетов. И вот здесь как раз и начинаются загадки, так как самой большой неожиданностью является наличие среди находок изображений динозавров и других давно вымерших животных. При этом если слоны (мамонты), лошади и верблюды вымерли в Америке относительно недавно (хотя и намного раньше, чем по официально принятым представлениям), то плезиозавры и бронтозавры — многие миллионы лет тому назад.

плезиозавры, бронтозавры, животные, слоны, мамонты, фигурки
 

В то же время на некоторых статуэтках (как, впрочем, и на сюжетах, изображенных на камнях из Ики) можно увидеть людей, которые мирно соседствуют рядом с этими ископаемыми животными. Понятное дело, академической науке все это очень не понравилось. Сначала на находки просто закрывали глаза, делая вид, будто ничего не происходит вовсе. Затем, когда в прессе стали появляться все более настойчивые публикации, статуэтки из Акамбаро объявили попросту мистификацией.

 

В составе глины многих изделий иногда удавалось обнаружить остатки растений, что дало возможность видному американскому историку и археологу Чарльзу Хэпгуду организовать профессиональный экспертный анализ находок и провести радиоуглеродную датировку. В результате ряд статуэток были отнесены к периоду от 1 000 до 4 500 лет до н. э. В конце 1960-х гг. стали проводиться радиокарбонные и термолюминесцентные датирования статуэток. Все экспертизы подтверждали древний возраст находок (никак не меньше 2 000 лет до нашей эры). Одна «независимая» исследовательская группа максимально точно установила дату их создания — 2700 год до нашей эры, каждый образец проверяли по 18 раз. Когда ученые узнали о происхождении исследуемых образцов, они тут же изменили свое мнение, мотивировав его «неполадками» оборудования. Они уже признали, что была допущена ошибка, итоговые результаты анализа интерпретированы неправильно, и назвали новый возраст артефактов — 30 лет.

 

В конце ХХ в. были произведены дополнительные анализы, которые показали принадлежность артефактов все той же эпохе: от трех до шести тысяч лет тому назад.

 

Со временем подобные находки обнаружились и на другой окраине города Акамбаро, у горы Эль-Чиво.

фигурки, образцы, животные, гуманоиды, находки
 

Следует также отметить, что ряд существ удивительно похож на довольно-таки «типичный» образ инопланетян (в нашем представлении). Есть также и гуманоиды с лицами, напоминающими рептилий. Возможно, это какието неизвестные божества, а может быть, и древняя раса, вымершая или покинувшая Землю.

 

Но и этим загадки не заканчиваются — существует версия, что внутри холма может находиться какая-то гробница или другое древнее помещение. Но, чтобы однозначно определить это, нужно проводить профессиональные раскопки.

 

Относительно фальсификации находок необходимо отметить, что все они были обнаружены в пределах небольшой территории, а для изготовления такого количества находок за такое время пришлось бы организовать настоящее фабричное производство, скрыть которое в данных условиях попросту невозможно. К тому же данные изделия нужно было еще закопать, чтобы сверху оказался нетронутый грунт и дерн. При этом раскопки зачастую происходили на глазах приезжавших журналистов и ученых.

 

В 1952 г. коллекцией заинтересовался профессиональный ученый Чарльз Ди Песо, и Джульсруд выслал ему образцы статуэток. Хотя лабораторные анализы не дали какого-то однозначного результата, Ди Песо изначально уверился в том, что это фальсификация. Однако в июле 1952 г. он все-таки приехал в Акамбаро, чтобы на месте ознакомиться с коллекцией. По словам Джульсруда, Ди Песо после осмотра коллекции выявил свое восхищение находками и высказал пожелание купить образцы для музея Фонда Америдов, в котором он работал. Однако вернувшись в США, он опубликовал несколько статей («American Antiquity», April 1953, «Archaeology», Summer, 1953), в которых категорично заявлял, что коллекция Джульсруда является фальсификацией. Ди Песо показал, что фигурки имеют современное происхождение и что поверхности фигурок были почти «новыми» и не имели черт, характерных для глиняных изделий, пробывших в земле по меньшей мере 1 500 лет. По его мнению, на поверхности фигурок не было ни царапин, ни патины, характерных для древних глиняных предметов. Также на фигурках якобы нет повреждений, которые иногда делают люди, выкапывающие археологические находки. Если у фигурок отсутствовали какие-либо части, то было хорошо заметно, что это сделано их изготовителем, для того чтобы создать впечатление древности. Ди Песо также отмечал, что все фигурки были найдены в грязи, заполнившей недавно вырытые ямы в местах раскопок, в то время как, например, аутентичные артефакты культуры Тараско были извлечены из породы. По заключению Ди Песо, эти фигурки изготовлялись местными жителями с начала 1940-х гг. с целью получения прибыли. Так что мнения кардинально разошлись, и все оппоненты остались на своих исходных позициях.

 

К 1954 г. критика коллекции Джульсруда достигла такого предела, что были вынуждены вмешаться официальные круги Мексики. В Акамбаро прибыла целая делегация ученых во главе с директором Департамента доиспанских памятников Национального института антропологии и истории доктором Эдуардо Нокверой. Помимо него, в состав группы вошло еще три антрополога и историка. Они сами выбрали место для проведения контрольных раскопок на склоне Эль Торо.

фигурки, статуэтка, динозавр, изготовление
Статуэтка неизвестного динозавра

Работы проводились в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. После нескольких часов раскопок было найдено большое количество статуэток, аналогичных тем, что составляли коллекцию Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов однозначно указывал на их древность. Все поздравили Джульсруда с выдающимся открытием, а двое из состава делегации пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах.

 

Однако дальше все пошло по уже накатанному сценарию: через три недели после возвращения в Мехико доктор Ноквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией. А «обоснование» подобного вывода было лишь одно: коллекция содержит статуэтки, изображающие динозавров. Вместо объяснения фактов — их дискредитация, только лишь потому, что они не вписываются в принятую теорию — этого не может быть, потому что не может быть никогда…

 

23 июля 1952 г. мэр г. Акамбаро Хуан Карранса опубликовал официальное заявление, в котором сообщалось, что, по результатам специального исследования, проведенного в районе, установлено и выяснено, что в Акамбаро нет ни одного человека, который бы занимался производством такого рода изделий.

 

В то же время мнения сторонников древности фигурок Акамбаро подробно изложены в книге исследовавшего их профессора Чарльза Хэпгуда. Среди них следующие весомые аргументы:

- все глиняные фигурки прошли открытый обжиг. Для этого необходима древесина, которая на современном этапе в засушливом районе Акамбаро дефицитна, является крайне редкой и дорогой;

- в момент своего появления фигурки Акамбаро продавались по слишком низкой цене (около 10–12 центов США), что очень мало и явно не могло окупить затраты на их производство;

- коллекция включает значительное число фигурок из камня, причем все они несут следы эрозии и многовековой патины камня, что подделке не поддается;

- многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому не возникало никаких сомнений в подлинности находок.

Бронтозавр, фигурки, статуэтка, изготовление, обжиг
Бронтозавр с пластинами на шее, стоящий на задних лапах

Мог ли Джульсруд подготовить мистификацию такого масштаба? Весьма маловероятно. В Акамбаро не хватило бы людских и природных ресурсов (глина, дерево) для обеспечения трюка предпринимателя-археолога. Недостаток людских ресурсов можно было бы решить при помощи строительства фабрики (что само собой трудно скрыть от мексиканских властей), но осуществлять продолжительную тайную поставку всех необходимых материалов в бедный район Мексики прямо-таки невозможно — это превышает возможности любого, даже самого одаренного и баснословно богатого бизнесмена. Власти штата Гуанахуато в 1952 г. опрашивали местных жителей — по их словам, в Акамбаро уже сотни лет не занимались производством каких бы то ни было глиняных изделий вообще. Но некоторые упорные критиканы все же полагают, что Джульсруд попросту привез тысячи фигурок из Европы, которые, к тому же, еще и закопал метра на три-четыре под землю. Однако коллекция состоит не только из глиняных артефактов, а каменные скульптуры имеют следы длительной эрозии и многовековой патины камня, которые практически невозможно подделать.

 

Ходят упорные слухи, что тридцатитысячная коллекция Джульсруда — лишь часть гигантской библиотеки подземного города, расположенного в склоне холма Эль Торо. Впрочем, кто знает, как оно все на самом деле обстоит.

 

История хранит немало совершено сенсационных археологических открытий. Однако далеко не все они заняли свое заслуженное место в истории науки. Зачастую выходило так, что апологеты устоявшихся научных концепций либо окружали находки заговором молчания, либо же и вовсе пытались представить находки фальсификациями, как это видно на данном примере. Удовлетворившись клеймом «фальшивка», научная общественность попросту игнорирует данные артефакты, повторяя версию современного изготовления статуэток, исходя из единственного тезиса: человек не мог сосуществовать с динозаврами, а посему коллекция имеет современное происхождение. В 1964 г. Вольдемар Джульсруд скончался, а его дом был продан. Коллекция находок, упакованная в ящики, была помещена в здание мэрии Акамбаро. В 1999 г. обнаружилась пропажа значительной части артефактов. Следствием скандала явились организация и открытие 9 октября 2000 г. музея Вольдемара Джульсруда в выделенном для него отдельном небольшом строении. В настоящее время скромная часть коллекции демонстрируется здесь в качестве постоянной экспозиции.

скульптура, динозавр, метод, возраст, коллекция, экспозиция
Самая крупная сохранившаяся скульптура динозавра

От редакции. Если верить вышеизложенному, то крестьяне просто приносили тысячи фигурок и, вероятно, даже не фиксировали точно место находки. Джульсруд ворчал, что крестьяне иногда фигурки разбивают, но полностью удовлетворился, когда они стали приносить находки целыми или склеенными (!). Стратиграфия? Культурный слой? Типологические ряды? Нет, не слышали. Если в районе Акамбаро и существовал когда-нибудь уникальный археологический памятник, он был варварски уничтожен в результате «раскопок». Далее. Радиокарбонным методом определяют возраст не керамики, а органических материалов — дерева или кости. А керамические изделия, бывает, датируют по сопутствующим органическим находкам. И если быть точным, то радиокарбонный метод помогает установить приблизительную дату гибели организма. То есть можно узнать, когда дерево было срублено и мамонт убит. Исходя из этого, прикидывают возраст хижины из бревен или бивней. Но если представить, что бревна или бивни, прежде чем послужить строительным материалом, пролежали какое-то время в вечной мерзлоте… Для датирования керамики существует палеомагнитный и термолюминесцентный методы, позволяющие определить время обжига изделия. Не так давно был разработан регидроксиляционной метод, когда возраст черепка определяется, грубо говоря, по количеству поглощенной им воды. Но все эти замечательные современные методы датировки ненадежны, работают в очень узком диапазоне условий хранения образца. За свой долгий век черепок доисторического горшка или костяной наконечник может пережить такие приключения, что все настройки собьются. И угроза посторонних загрязнений при измерении нешуточная. Поэтому используют их исключительно как дополнительные в сравнительном методе. То есть если два разных метода указывают на один и тот же возраст, то вероятность того, что он правильный, довольно велика. Если сразу три или четыре — можно, пожалуй, считать датировку установленной. А если только один, то это — так, слабое свидетельство. Поэтому ничего необычного в том, что какие-то из ранее названных дат были признаны ошибочными, нет. Это штатная рабочая ситуация. Без старой доброй стратиграфии в археологии пока никак не обойтись, и если вопрос с фигурками Акамбаро не удается прояснить полностью, то в этом виноваты не злые ученые, которые скрывают от народа правду, а те, кто непрофессионально провел раскопки. Или те, кто сознательно мистифицировал общественность. Ну а информация о том, что люди жили в одно время с динозаврами, сама по себе подрывает основы не больше, чем точно установленный в середине прошлого века факт, что люди жили и живут в одно время с кистеперыми рыбами. Как-то мы это пережили.

 

Статья была опубликована в февральском номере журнала "Наука и техника" за  2019 год

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!