От автора

 

Многолетняя работа художника не раз ставила передо мной задачу: выразить некую идею с помощью символа. Иногда необходимый символ лежал на поверхности, а иногда требовались длительные поиски нужного знака, эмблемы, атрибута.

 

Постоянно сталкиваясь на практике с необходимостью иметь хотя бы начальные знания о символике, я занялась изучением этой области. Передо мной открылся увлекательный мир, и многие знаки оказались ключом, открывающим бездны истории народов, представления об эволюции мира, сказочного, мифологического восприятия природы различными народами.

календарь, ацтеки, символика тела
Ацтекский резной календарь. Камень

Современный человек живет в мире различных знаков. Мы даже перестаем замечать, насколько символично наше существование. Эти знаки окружают человека повсюду: гербы, пиктограммы, знаки регулировки движения, товарные знаки, эмблемы общественных, международных, религиозных организаций, орнаменты, знаки валют, религиозные и политические символы, арифметические, химические, астрологические знаки — вот далеко не полный перечень различных символов, властно вторгающихся в нашу жизнь.

 

Кроме них имеются еще прикладные символы, составляющие обширный класс. Это — все те условные знаки, которые возникли на протяжении развития наук и искусств для обозначения разных понятий в этих отраслях знаний. Это — топографические знаки, военно-морские, филателистические, генеалогические и др.

 

Современное общество пользуется в основном знаками, которые просты и не несут в себе многообразно раскрывающихся смыслов. Знак лаконичен, его язык конкретен. Знак доллара, знак евро, парковки, кемпинга, обеда, остановки, логотип фирмы и множество других бытовых знаков, которые предыдущие эпохи не использовали. Мы постоянно встречаемся с символами в нашей жизни, пользуемся ими и воспринимаем их как часть нашей жизни, которая без символов, конечно, была бы намного беднее.

Горгона, щит, герб
Щит, изображающий Горгону с хвостом рыбы и ногами льва. VI век до н.э.

Говоря о символах, нельзя не упомянуть великого мыслителя Э. Кассирера (1874-1945), который считал, что человек — это «символическое животное», а всю историю человечества можно рассматривать через призму символики. С помощью символов люди упорядочивают окружающий их мир. Язык, мифология, религия, искусство, наука оперируют символами. Мир меняется, и меняются его символы, какие-то остаются историческим достоянием, какие-то активно влияют на нашу жизнь.

 

Высунутый язык

 

Все, кто хоть немного знаком с изобразительным искусством, наверняка встречали изображения маски с высунутым языком. В таком виде изображались персонажи многих живописных и скульптурных произведений, этот жест имел множество самых разных символических значений. Человеческую маску с высунутым языком этруски изобразили на бронзовых зеркалах. Точную копию этой маски конкистадоры обнаружили в Америке. В повторяемости этого изображения явно прослеживается признак контактов различных культур.

Индия, скульптура
Индия. Резьба по дереву

«Камень солнца» — это огромный базальтовый монолит весом 25 тонн и диаметром 3,6 метра. Он был обнаружен в 1560 году в древней столице ацтеков Тенотчитлане. Этот памятник служит ключом к пониманию мифологии и символизма доколумбовой Америки. Он является календарем, отражающим циклы планет Солнечной системы. В нем символически представлена структура мира. Круглый календарь ацтеков стал всемирно распространенным символом не только их исчезнувшей цивилизации, но и всей Мексики в целом.

Маори, язык
Маори. Резьба

Мотив обнаженного языка отнюдь не является исключительным достоянием европейской иконографии: он встречается в искусстве этрусков и индийцев, у североамериканских индейцев. Изображение языка часто является символом общения, красноречия или мудрости. Именно по этой причине язык Будды считается длинным, воспринимаясь как средство общения, выражения человеческой мысли, а также как символ красноречия и мудрости. Им Будда изрекает сутры и распространяет относящееся к ним знание. Так заявляют исследователи этого вопроса, но я не нашла изображений, подтверждающих эту версию.

 

 

 

Сердце и язык в древнеегипетском мифе — инструменты, с которыми бог Птах, бог-демиург, создатель Вселенной, человека и всего сущего на земле, приступил к творению мира. Эти человеческие органы отождествлялись с разумом и словом Творца. В древнеегипетском искусстве мертвые изображались с длинными языками, что давало им возможность общаться с богами. Язык жертвенного животного во многих культах приносился на алтарь богов, покровительствующих речи, разговору, беседе.

алтарь, демиург
 

Изображение высунутых языков могут также символизировать демонические, пугающие, кровожадные силы, как, например, в древнегреческих театральных масках. Изображения животных с высунутым языком символизируют мольбу к небу о воде, необходимой для поддержания жизни и плодородия, служат способом заклинания дождя. Единственный внутренний орган тела, который может «жестикулировать», язык — одновременно являлся символом агрессии и защиты. В боевых танцах и скульптурах новозеландских маори высунутый язык — знак вызова и пренебрежения опасностью.

 

 

 

Сексуальный символизм языка широко распространен в первобытном искусстве, у идолов плодородия с острова Борнео. Бес (Бэс, Бесу) — в древнеегипетской мифологии богвесельчак, шут богов, покровитель домашнего очага, божество счастья и везения, а также главный защитник бедных, стариков и детей. Невидимый и вездесущий, он оберегает дом и хозяев от болезней и бед, несчастий и колдовства. Сила Бэса так велика, что он охраняет даже жилища богов — храмы. Кроме того, Бэс — повелитель сновидений. Изображался в виде человека, карлика, кривоногого, с широким уродливым бородатым лицом, искаженным гримасой.

 

Считалось, что уродство Бэса отпугивает злых духов. Бэс часто изображается с высунутым языком, что, как полагали, отвращает зло. У современных исследователей есть сведения только о почитании Беса в позднейшие эпохи египетской истории — периоды Нового и Позднего царств, однако первые упоминания о Бесе можно обнаружить в источниках Среднего царства. Вероятнее всего, образ уродливого бога-карлика был заимствован египтянами из Нубии или же сложился в конце Древнего царства под впечатлением от находившихся при дворе фараонов VI династии карликов-пигмеев из тропических лесов Центральной Африки.

идол, Бес
 


Съесть, напугать или защитить?

 

Атрибут индийского бога огня Агни, который нередко изображался с семью языками — индийская эмблема жертвенного огня. Прослеживается прямая связь между символами языка и огня: и тот и другой красные, подвижные, пожирающие и созидательно-разрушительные. Слово играет важную роль в человеческих отношениях и, подобно огню, может служить и злу, и добру. Высунутый язык индийской богини Кали символизирует ее кровожадную силу. Из разинутого рта Кали свисает язык, окрашенный кровью ее жертв. В обоих случаях мотив высунутого языка соотнесен с мифологическими персонажами-убийцами, хотя образ индийской богини Кали не так однозначен.

 

 

 

Кали (в переводе с санскрита — «черная») — темная и яростная аватара Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать — символ разрушения. Кали не только разрушает невежество, но и поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать бога. Ее образ связывается с Агни, богом огня. Множество грехов окружает человека, и они всегда стремятся проникнуть в душу смертного. Кали неустанно истребляет на земле невежество, ненависть, низменные страсти и зависть. Она помогает человеку избежать греховных дел и побуждений. Кали неусыпно наблюдает за каждым живущим, и непоколебимо истребляет любое зло в трех мирах. Ее зовут Кали-разрушающая, Кали-кровеядущая, Кали-черная.

бог огня, Шакти
 

Кали изображается в виде худой четырехрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой — голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний.

 

Четыре руки символизируют четыре стороны света и четыре основных чакры. Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Они также соответствуют трем временам (прошлому, настоящему и будущему) и являются символами Солнца, Луны и молнии.

 

В «Маханирване-Тантре» сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания. Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений.

 

 

 

Поэтому каждыйдолжен всегда помнить о неодолимой силе Кали и ублажать ее молитвой и жертвами. Она возникла из языка пламени Агни, и с тех пор ее язык жаждет жертвы, крови, которая питает ее и охлаждает внутренний жар. Ей приносят жертвы у алтарей и в храмах. И жрецы, издревле служащие Кали, принимают из рук верующих эти жертвы (черных козлят и ягнят, петухов, а иногда и буйволов) и отсекают им головы, орошая кровью землю и смазывая ею язык богини, чтобы утишить ее вечную жажду. Верующие надеются, что насытившаяся жертвой богиня окажет милость и отведет от них болезни и неудачи, голод и смерть. Они верили, что гнев черной Кали неизбежно настигнет тех, кто уходит с чистого пути праведных чувств и дел.

богиня, чакры
 

Западные культы мистических и сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню — жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв.

 

Горгонейон

 

С архаического времени наиболее распространенным был образ Медузы Горгоны. Обычно это подчеркнуто уродливое изображение, вызывавшее одновременно и смех, и испуг. Плутарх говорил, что подобный талисман притягивает дурной взгляд недоброжелателя, отвлекая его от жертвы. Если посмотреть античные вазы, то выяснится, что именно высунутый язык, как и змеи-волосы, является устойчивым признаком Горгоны.

 

Горгонейон — «принадлежащее горгоне») — маска-талисман от сглаза с изображением головы горгоны Медузы, которым в период античности украшали здания и различные предметы (в том числе монеты) с целью оберега от зла. В искусстве Нового времени горгонейон превратился в декоративный мотив. Горгонейон — самый известный вид апотропайона — изображения, отводящего порчу. Ну, и, конечно же, нельзя обойти вниманием большое количество изображений Горгоны.

маска-талисман, ваза
Краснофигурная ваза, ок. 460 г. до н. э.

Точная дата начала использования этого охранного талисмана неизвестна. В античность он был чрезвычайно популярен, о чем свидетельствует большое количество дошедших археологических свидетельств. Лицо, искривленное в гримасе, с высунутым языком и кабаньими клыками встречается уже в финикийском искусстве, еще до греческих мастеров, которыми он был воспринят и постепенно преобразован. Также место зарождения данного изображения ищут в Древнем Египте.

 

 

 

Схожее изображение женщины обнаружено в минойском искусстве (найдена в Кноссе, относится к 1500-1450 г. г. до н. э.). Таковы, например, этрусские изображения Горгоны с высунутым языком или же Диск-фибула с изображением Горгоны

Древний Египет, ГрецияЧернофигурный килик, круг Леагра, ок. 520 г. до н. э.

Характерные черты этого типа масок сложились в архаичное время. Изображения ужасающего лица встречаются в разнообразном применении. Гомер повествует об изображении Горгоны, помещенном на щите воина. Эти маски помещались на каменных фронтонах, лампах и зеркалах, повозках. Различные места, на которых располагались эти изображения (монеты, посуда, одежда), вновь подтверждают, что маски Горгоны не всегда служили только иллюстрациями известного мифа, но изображение темных сил рассматривалось как реальная защитная функция и функция обороны.

 

Вспомним, что согласно мифу о Персее, взгляд на голову Горгоны убивал, превращал в камень того, кто посмотрит в ее лицо. Ужасной гримасой медуз были оснащены также изображения богов, несущих смерть и опустошение. Однако, видимо, эти маски отражают не только фантазию, но и реальные события. Существенным признаком Горгонейона являются искаженный открытый рот, далеко высунутый язык и сильно выпученные глаза.

 

Такой вид имеет лицо при медленном удушении и при медленном рассечении головы, что имело место в различных религиях при приношении человеческой жертвы или при церемониальном исполнении акта возмездия в ритуальной форме. Поэтому изображение головы Горгоны мы воспринимаем как послание из эпох, в которых церемонии и ритуалы человеческих жертвоприношений были очень распространены.

Гомер, Персей
 

(Продолжение следует)

 

Статья была опубликована в мартовском  номере журнала "Наука и техника" за  2013 год

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!