Глава центра «Великий Восток Франции» профессор Жан-Робер Рагаш размышлял: «Странная судьба: презираемое, внушающее страх, пройдя насмешки, заигрывания, осуждения и запреты — масонство через три века после рождения по-прежнему находится на посту. Возникнув в нынешней форме на заре века Просвещения, оно пережило режимы, революции, конфликты, кризисы».

масонские знаки, циркуль и угольник, Орден вольных каменщиков
Один из главных масонских знаков — циркуль и угольник, инструменты измерения мира в числах (изображение на Библии)

О масонстве существуют два мнения, трудно совместимые друг с другом: одни считают его безобидным клубом, неким благотворительным обществом; для других оно — вредная секта не без еврейского влияния, виновник всех бед на свете. Третья, пожалуй, наиболее многочисленная часть современников не знает о масонстве вообще ничего.

 

Большинство энциклопедий на всех языках склоняются к первому мнению. Историки, как правило, делают вид, будто явление под названием «масонство» им неизвестно. Что же касается второго из упомянутых мнений, то весьма обширная литература этого направления слывет ненаучной, бульварной, и ссылаться на нее считается в хорошем обществе неприличным.

 

До революции наши властители умов по причинам, которые прояснятся в дальнейшем, склонялись к варианту «безобидного клуба». В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона в статье «Франкмасонство» говорилось, что оно «задается целью нравственно облагораживать людей и объединять их на началах братской любви, равенства, взаимопомощи и верности». Точно так же и немецкий Брокгауз наших дней отмечает, что «каждый масон обязуется стремиться к правде, человеколюбию, самокритике и терпимости», что все они всегда верили в Бога и были «обязаны подчиняться властям и законам своей страны», что движение это давно распространено во всем мире, но «тайным» оно отнюдь не является. «Энциклопедия Британика», называя масонство «скорее искусством, чем орденом», поясняет, что, имея скрытые ритуалы, оно является «обществом с тайнами, но не тайным обществом».

 

 

 

Однако многие были об этом благонамеренном клубе иного мнения. Выступая перед избирателями (20.9.1876), британский премьер Дизраэли заявил: «Правительства нашего века имеют дело не с одними только другими правительствами... но и с тайными обществами, которые по сей день в состоянии аннулировать любые соглашения. Они имеют повсюду своих агентов, без колебаний прибегающих к убийствам и способных, если им это нужно, вызвать массовую резню». Современник Дизраэли, глава католической церкви в Англии кардинал Маннинг выразился не менее ясно (1.10.1877): «Ходом происходящих событий управляют не императоры, короли или иные правители. Есть нечто, стоящее над ними и позади них, и оно покажет свое лицо в тот момент, когда армии всей Европы окажутся втянутыми в громадную войну. Революция, тайно действующая в подполье, сочтет этот момент подходящим, чтобы выйти наружу».

 

Сказанные за 40 лет до Первой мировой войны, эти слова и сегодня представляются заслуживающими внимания.

 

Главы католической церкви, от папы Климента XII в 1738 году до Льва XIII в 1902 году, охарактеризовали масонство в 17 буллах и энцикликах как богоборческую секту, действующую с целью подрыва религии, уничтожения христианства и разложения государственного и общественного порядка во всем мире: «Эта секта является сатанинской, проповедуя учение, повторяющее грехопадение Люцифера...»

 

Среди мифов, окружающих появление масонства, можно назвать мифы о связи этого события с Иисусом Христом, пророком Моисеем, царем Соломоном, известными деятелями и философами античности. Но теперь общепринято соотносить возникновение ордена с трансформацией средневековых гильдий строителей, сооружавших в Англии величественные соборы, дворцы и замки, для чего от них требовался солидный запас точных знаний, помноженных на вдохновенный талант воображения. Такие специалисты наряду с чисто профессиональными, оперативными навыками имели еще и высокие духовные качества, поскольку «…мастер, намеревавшийся выразить в камне истины божественные и человеческие»…, был одновременно архитектором, организатором работ, каменщиком, плотником, каменотесом и скульптором. Они ревностно хранили секреты зодчества, которые постепенно передавали подмастерьям и ученикам.

прием в ложу, масонство, секта
Прием в ложу.
Гравюра. Польша. Конец 18 в

Обычно масоны собирались для обсуждений своих дел в специальных помещениях, что сопровождалось ритуалом. По мере прекращения крупных строительных работ в ложи стали вступать представители протестантского духовенства, купечества, предпринимателей, люди свободных профессий. Начав деятельность во времена средневековья в качестве ремесленных ассоциаций (отсюда название — франкмасонство), оно с XVIII в. становится целой системой.

 

Туда принимались лица всех вероисповеданий, разделявшие общие религиозные принципы, чтобы прививать посредством аллегорий и символов, связанных со строительным искусством, высокую мораль и заниматься благотворительностью.

 

Орден сразу стал на сторону буржуазии в борьбе с феодализмом и католической церковью во имя гуманизма, фундаментальных общечеловеческих ценностей, что изначально придавало масонству прогрессивный характер. Надо отметить близость воззрений его представителей идейно-политическим течениям Просвещения, зачинатели которого выдвигали также требования устранения абсолютной монархии и введения республиканского правления. Специфика ордена выражалась отчасти в ранее почти неизвестной форме объединения членов в замкнутые кружки (ложи) с филиалами во многих государствах, в своеобразии внутренних обрядов и видов действий с применением символики, представлявшей сложный симбиоз древних мистерий Запада и Востока, верований иудеев и раннехристианских сект.

 

Свободолюбие масонства, быстро распространяемые молвой слухи о его подлинных и мнимых тайнах, в частности, в области познания скрытых сторон природы и бытия с помощью оккультных наук, привлекали в ложи людей различного имущественного состояния, положения в обществе и религиозных убеждений. Титулованные дворяне общались там запросто с незнатными лицами или даже слугами, прелаты церкви обменивались мнениями с учеными, писателями, поэтами. Получалось подобие демократического клуба, который отвечал, наряду с духовными запросами, стремлению приносить общественную пользу. В силу социально-экономических причин роль христианства к началу XVIII в. несколько ослабела. Перед лицом многочисленных расколов, появления ересей и сект, успехов скрытого атеизма официальные церкви оказались не в состоянии полностью властвовать над умами людей. Да и правительства остро нуждались в подкреплении духовных установлений внеконфессиональными формами. «Масонство — одно из мистических морально-религиозных движений буржуазного общества. Уже не церковь, но еще не партия — таким было масонство при своем возникновении в начале XVIII в. Культ, догматика, ритуал еще роднили его с церковью. Стремление влиять на политику путем продвижения в различные звенья государственного аппарата своих братьев, некоторые черты организации, традиционные дискуссии предвосхищали многие черты политической партии». Здесь верно, хотя и не полно выявлена сущность ордена «вольных каменщиков».

 

 

 

В Англии возникновение масонства было обусловлено рядом причин. После революции XVII в. и реставрации монархии новая Ганноверская династия отказалась от неограниченного управления страной в пользу крупной буржуазии и смирилась с властью парламента. Компромисс был достигнут на почве союза богатого купечества с новым дворянством и частью аристократии, представленной партией вигов. Английский капитал нуждался в новых формах господства. Был взят курс на проведение форсированного сгона крестьян с земли, повышение налогового обложения низших слоев, колониальные войны. Масонство используется в качестве средства распространения британского влияния в мире и противостояния буржуазнорадикальным тенденциям в обществе.

 

Итак, 24 июня 1717 г., в день Св. Иоанна Крестителя, четыре лондонские ложи создали первую в мире Великую Ложу, влияние которой распространялось на столицу Великобритании с окрестностями. Ее великим мастером стал дворянин Э. Сейер, заместителем — плотник Дж. Лемболл. Все должностные лица ложи подлежали ежегодному переизбранию. Вскоре она стала возглавляться только лицами знатного происхождения: доктором права Дж. Дезагюлье, графом Монтегю, принцами Уэльскими. Тем самым ремесленные братства превратились в организацию среднего класса, желающую состоять под руководством аристократов. Это свойственное англичанам стремление сказывается и по сей день.

 

Главным документом масонства поныне считается «Книга конституций» пастора Дж. Андерсока, одного из видных руководителей ордена в Англии, утвержденная в 1723 г. Она открывается разделом «О Боге и религии», в котором говорится, что адепт ордена «…обязан своим призванием повиноваться нравственному закону и, если он хорошо понимает это, то не будет ни тупым отрицателем Бога, ни безбожным развратником». Следующий раздел назывался «О гражданской власти, высшей и подчиненной». В нем отмечалось: «Каменщик, где бы он ни жил и ни работал, есть мирный подданный гражданских властей, и он никогда не должен вмешиваться в комплоты и заговоры против мира и благоденствия народа, нарушать своих обязанностей к начальству». Это положение было призвано доказать лояльность масонов государству и его законам. Далее предусматривалось, что члены ложи «…должны быть люди добрые и верные, свободные по рождению, зрелого и рассудительного возраста, не крепостные, не женщины, не безнравственные или неприличные люди, но люди с добрым именем…»

Элеонора Рузвельт, женское масонство, США
Одной из самых известных руководительниц американского женского масонства была Элеонора Рузвельт, жена 32-ого президента США Франклина Делано Рузвельта

Сравнительно простое по внутреннему устройству английское масонство быстро перестало удовлетворять аристократию и крупную буржуазию. Примерно с середины XVIII в. вводятся высокие степени посвящения для узкой руководящей элиты так называемого красного масонства, поскольку «…закон любви к ближним скрепляется кровью». Масонство высоких степеней (обычно до 33) называлось андреевским, или шотландским, в честь апостола Андрея Первозванного, покровителя Шотландии. Если официальной целью «голубого» масонства было занятие внутренним самоусовершенствованием каждого брата, «красные» масоны считали своим долгом пропаганду и распространение влияния ордена. Они образовывали отдельные ложи, доступ в которые открывался лишь части «иоанновских» мастеров, дававших новые клятвы в сохранении верности и тайны. Ритуалы приема отличались сложностью, сочетая в себе посвящение в средневековые рыцари с разыгрыванием театрализованной легенды о сооружении Соломонова храма.

 

В литературе отсутствуют описания функций масонов высоких степеней, почти ничего не говорится о тайных ложах, не вскрывается механизм взаимоотношений «голубого» и «красного» масонства. Можно лишь утверждать, что масоны высоких степеней, объединенные в особые капитулы, определяли внутреннюю жизнь ордена и его общие задачи. Встречающиеся иногда утверждения о наличии какого-то верховного масонского правления, якобы координирующего действия «вольных каменщиков» чуть ли не во всемирном масштабе, не отвечают действительности уже потому, что в ходе множества важных исторических событий масонство не выступало сплоченной политической силой, и его различные отряды занимали подчас диаметрально противоположные позиции.

 

Затем масонство разделилось на несколько систем, главным образом из-за особенностей ритуалов, характера и числа степеней посвящения. Вообще, трудно переоценить значение обрядовой стороны в деятельности ордена, которая также служила одним из средств привлечения в его лоно многих сторонников, поскольку таила в себе некий скрытый смысл. Что же касается систем, то они различались по странам — английская, французская, шведская, по именам создателей — Фесслера, Циннендорфа, Шредера и др., по существу занятий — розенкрейцеры, иллюминаты. Приверженцы разных систем то враждовали, то мирились друг с другом, часто происходили расколы, что также свидетельствует о разобщенности масонства и отсутствии у него единых конкретных задач.

 

Местонахождение одной ложи или их совокупности обозначается “Востоком”, откуда якобы изливается высшая мудрость. Их члены регулярно собираются в прямоугольном зале. Во главе стоит мастер (префект, председатель), его помощники — 1-й и 2-й надзиратели, далее идут хранитель печати, оратор, секретарь, казначей, церемониймейстер. Они и руководят ритуалами, долженствующими подчеркивать значимость и могущественность масонства.

 

 

 

В помещении лож, признающих Высшее божество, возвышается алтарь с тремя ступенями, на которых лежат Библия, треугольник с циркулем и круг. Библия означает приверженность христианству; циркуль и треугольник указывают на высший разум, стройность организации и относительность сущего; круг символизирует совокупность всех масонов. Стены зала окрашены в голубой цвет, сводчатый потолок с нарисованными звездами изображает небо. На мозаичном полу стелется ковер, украшенный знаками зодиака. Вокруг него располагаются на особо отведенных для каждой категории местах “вольные каменщики” — в черном одеянии, с фартуками из белой овчины, в белых лайковых перчатках и в шляпах с полями. Шляпа символизирует свободу и равенство в ложах, белый цвет — чистоту жизни и помыслов, фартук как бы подчеркивает, что адепты собрались для производства важных работ, что дополняется строительными мастерками, указывающими на профессию каменщика. Все убранство лож, которое менялось в зависимости от характера церемоний, несет скрытый смысл.

 

Английское масонство имеет три последовательных степени посвящения: ученик, подмастерье и мастер, которые формально отличаются друг от друга лишь совершенством моральных качеств и силой преданности ордену. Человек, желающий стать масоном, заручается рекомендацией одного из членов ложи и подает ходатайство управляющему мастеру. Тем временем проводится негласное выяснение нравственности, свойств характера, семейного положения и гражданского состояния претендента. Ритуал приема обставляется правилами, демонстрирующими каноны масонского учения. Кандидат, как «ищущий света», вводится сперва в темную комнату, где его оставляют на некоторое время одного для размышлений. После собеседования на глаза надевается темная повязка, он стучится в дверь ложи и, получив разрешение войти, следует наощупь за одним из братьев, причем над ним совершаются разные ритуальные действия, означающие преодоление грядущих жизненных препятствий.

 

Его как бы то сталкивают в подземелье, то заключают в темницу, заставляют подниматься по лестнице, приказывают бросаться вниз, испытывают огнем, не причиняющим вреда. Потом останавливают и задают множество вопросов, касающихся биографии неофита и истории масонства, на что следуют заранее заученные ответы. После третьего удара молотка председателя повязку с новичка снимают, направляя на него сноп яркого света и приставляя к обнаженной груди скрещенные шпаги. Он видит себя в окружении братьев, облаченных в их традиционные одежды. И великий мастер торжественно изрекает: «Во имя Великого строителя вселенной и в силу дарованной мне власти я делаю тебя масонским учеником и членом этой ложи». Неофит давал клятву молчания, положив руку на раскрытую Библию. Он обязывался хранить секреты масонства, выражая готовность перенести мученическую смерть в случае их разглашения.

доллар, усеченная пирамида, треугольный глаз
Реверс банкноты Федерального казначейства США достоинством в 1 доллар. Виден один из любимых символов масонства — усеченная пирамида, в основании которой стоят латинские числа, изображающие 1776 год (год принятия Декларации независимости). Над пирамидой парит треугольный глаз верховного божества масонов — “великого архитектора вселенной” или Демиурга.
Справа изображен орел, в лапах которого оливковая ветвь и стрелы, в клюве надпись E pluribus unum, означающая “единое из многого”, а над головой — шестиконечная звезда Давида, образованная маленькими звездочками. Согласно учению масонов, Великий Архитектор Вселенной очень любил число 13, которое на долларе встречается много раз: 13 ступеней на пирамиде, 13 звезд над орлом, 13 линий на щите орла, 13 листьев на оливковой ветке... (кстати, и полос на американском флаге 13). Сама картинка возникла в 1935 году, когда этот дизайн долларовой банкноты был одобрен президентом Рузвельтом.

Секреты касались самого факта принадлежности к ордену, описания обрядов и обсуждения вопросов в ходе собраний. Некоторые объявляют их чуть ли не главными в сохранении масонских тайн. По их словам, отступников неминуемо ожидает ужасная казнь, чего они страшно боятся. Однако точно установленных случаев наказания не было, хотя разглашения имели место.

 

После посвящения брата нередко устраивалась “застольная ложа” — род веселой пирушки, с винными возлияниями. Произносились тосты за главу государства, за отечество, великую ложу, за вновь принятого члена и всех масонов земного шара. Трапеза сопровождалась музыкой и пением.

 

 

 

Ученики не имели права посещать ложи подмастерьев и мастеров, подмастерья не допускались на заседания мастерских лож, в то время как мастера участвовали в заседаниях всех лож, обсуждали дела ученических лож и принимали в свою среду подмастерьев. Подобный порядок, однако, соблюдался не всегда и отнюдь не строго. Лица титулованные и ученые нередко принимались прямо в мастера. В масонстве с самого начала возник и сохранился свой табель о рангах, воздвигающий перегородки между носителями тех или иных ступеней.

 

По-иному строился обряд посвящения в степень подмастерья: соискателя подробно расспрашивали о масонских канонах, методах их соблюдения, интересовались причинами желания получить продвижение. А при приеме в мастера с участием только носителей такого звания разыгрывалась пантомима — легенда о Хираме Абифе — для доказательства полной готовности принять смерть, но не выдать масонской тайны. Этот библейский персонаж — руководитель строительства Соломонова храма в Иерусалиме — погиб от рук трех своих плохих учеников, которым отказался открыть тайное «слово мастера». Ритуал символизирует, что в лице каждого вновь принятого мастера воскресает Хирам. Новый текст клятвы включает слова: в случае отступничества «…пусть мое тело разрежут пополам, мои внутренности сожгут, а пепел развеют по лику земли». Обет предусматривал сохранение верности другим мастерам, если это не противоречит «законам Бога и установлениям государства». Секретными словамипаролями служили: для учеников — «Боаз», подмастерьев — «Иакин» и для мастеров — «Ябулон». Речь идет об именах древнеиудейских божеств (???- прим.ред.), и это иные ученые считают неопровержимым свидетельством слияния масонства с иудаизмом, а затем с сионизмом. Причем забывается одна существенная деталь, а именно то, что Иисус Христос, его апостолы и многочисленные библейские персонажи были евреями.

 

Высокие степени, появившиеся в середине XVIII в., существуют и поныне. Так, весьма распространенный древний шотландский общепринятый обряд имеет степени с 4-й по 33-ю, с гаммой экзотических наименований, вроде «королевской арки», «великого избранника», «князя Иерусалимского», «хранителя скинии». А вот три последних степени: «великий командор», «прекрасный рыцарь королевского секрета» и «верховный инспектор». Они олицетворяют ступени символического восхождения масона на путях свободы, истины и справедливости.

 

Внимательное изучение источников не позволяет согласиться с утверждениями об уникальности как идеологии масонства, так и его внутреннего устройства. Воздвигнутое на фундаменте христианского учения в протестантской трактовке, оно впитало в себя черты иудаизма, обрядности духовно-рыцарских орденов и средневековых строительных братств.

 

Продолжение следует

  

Статья была опубликована в апрельском номере журнала "Наука и техника" за  2008 год

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!