В течение пяти лет Марк Цукерберг хочет превратить Facebook из социальной сети в метавселенную (metaverse). Что означает «мета»? Аристотель назвал метафизикой «то, что за физикой». А метавселенная — это  «то, что за Вселенной». Facebook собирается построить глобальную виртуальную реальность, в которой степень детализации данных о пользователях будет на порядок выше, чем при использовании экранных носителей.

Facebook, метавселенная, поведенческие данные, пользователь, виртуальная реальность, дополненная реальность ,VR,AR
Цукерберг обещает построить общую метавселенную для всех землян. И, кстати, собирается заработать на этом немалые деньги

Золото для информационного капиталиста

Поведенческие данные пользователей – станут валютой. Одна из причин, по которой Facebook так активно инвестирует в технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), может заключается в том, что степень детализации данных, доступных при взаимодействии пользователей на этих платформах, на порядок выше, чем при использовании экранных носителей. Теперь дело не только в том, где я щелкаю и чем решаю поделиться, а в том, куда я хочу пойти, как я стою, на что я смотрю дольше всего, как тонко я физически двигаю своим телом и реагирую на определенные раздражители. Это прямой путь к моему подсознанию, и это золото для информационного капиталиста.

 

Цукерберг предполагает, что развлечения и игры будут важной частью метавселенной, но не только они. Главный упор он делает на новые возможности для общения родственников, друзей, сотрудников и бизнес-партнеров. Ему не нравится нынешняя цивилизация смартфонов. Люди не предназначены для навигации по сетке приложений, говорит он, и для нас неестественно общение с помощью «этих маленьких светящихся прямоугольников». Благодаря метавселенной «вы сможете сидеть как голограмма на моем диване, или я смогу сидеть как голограмма на вашем диване, даже если мы находимся в сотнях миль друг от друга», надеется глава Facebook.

 

Надо не забывать, что есть страны, где социальные сети буквально ассоциируется с интернетом, и изменения или приостановка их работы становятся настоящим кошмаром для юзеров.

 

 

 

Очки для виртуальной телепортации

Осталось придумать, как это осуществить технически. У Facebook есть свое подразделение виртуальной реальности. Это компания Oculus, которая была приобретена в 2014 г. за $2 млрд. В 2019-м она запустила онлайн-игру Facebook Horizon, в которую можно играть с помощью VR-гарнитур Oculus Rift или Oculus Quest.

 

И уже сделан следующий шаг к метавселенной: 19 августа Oculus презентовала Horizon Workrooms — виртуальные рабочие комнаты для людей, работающих удаленно. «Работая без коллег, временами вы можете чувствовать себя изолированным, а мозговой штурм с другими людьми просто не ощущается, если вы находитесь не в одной комнате. Итак, сегодня мы рады запустить открытую бета-версию Horizon Workrooms, которая доступна бесплатно на Oculus Quest 2 во всех странах, где поддерживается Quest 2», — объявила компания.

Facebook, метавселенная, поведенческие данные, пользователь, виртуальная реальность, дополненная реальность ,VR,AR
VR-гарнитура Quest 2 — слишком громоздкая, чтобы ежедневно носить ее подолгу дома, и тем более на улице. Но Цукерберг обещает, что через два года будут представлены очки дополненной реальности (AR), которые можно будет носить целый день где угодно

 

Впрочем, до цели еще далеко. VR-гарнитура Quest 2 — слишком громоздкая, чтобы ежедневно носить ее подолгу дома, не говоря уж о том, чтобы выходить в ней на улицу. В интервью The Verge Цукерберг пообещал, что характеристики Quest будут улучшаться. Также он анонсировал, что через два года будут представлены очки дополненной реальности (AR), которые можно будет носить целый день где угодно, хоть и на улице. Однако он признал, что понадобится еще немало лет, чтобы втиснуть в AR-очки все функции, которые сейчас выполняет VR-гарнитура и которые 10 лет назад были под силу лишь суперкомпьютеру.

Facebook, метавселенная, поведенческие данные, пользователь, виртуальная реальность, дополненная реальность ,VR,AR
Такие видеоигры, как Microsoft Minecraft, Roblox и Fortnite бесплатны и зарабатывают деньги, продавая игрокам виртуальные товары. Facebook планирует так же зарабатывать в метавселенной 

 

Но допустим, что технические трудности постепенно преодолены и все желающие могут обзавестись VR-гарнитурой для дома, а затем и AR-очками для улицы и других публичных мест. Как метавселенная будет работать? По словам Цукерберга, зайти в нее можно будет с любого компьютера, смартфона, игровой консоли. А внутри нее можно будет телепортироваться из одной виртуальной реальности в другую, как в интернете — перейти с сайта на сайт.

 

Facebook будет продавать свои гарнитуры как можно дешевле и сосредоточится на зарабатывании денег за счет торговли и рекламы внутри самой метавселенной.

 

 

 

Иточники доходов Facebook

Известно, что основной источник доходов Facebook — реклама. Во втором квартале этого года она принесла компании $28,58 млрд. Цукерберг сказал, что реклама в метавселенной станет «важной частью» стратегии Facebook по извлечению прибыли из метавселенной. Но еще большие надежды он возлагает на виртуальную коммерцию.

 

Некоторые из сегодняшних видеоигр, такие как Microsoft Minecraft, Roblox и Fortnite, можно считать ранними версиями того, чем могла бы быть метавселенная. Эти бесплатные игры зарабатывают деньги, продавая игрокам виртуальные товары. Цукерберг намекнул, что Facebook скопирует эту стратегию, чтобы зарабатывать деньги в своей собственной метавселенной, получая долю от каждой транзакции.

 

Впрочем, Цукерберг умолчал о еще одном источнике доходов — информации о пользователях. Маловероятно, что компания изменит свою привычную бизнес-модель, которая так хорошо ей служила и главным капиталом Facebook в метавселенной могут оказаться поведенческие данные пользователей.

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!