После того, как рабов доставляли в порт, их запирали в обширных подземельях, а затем регистрировали, допрашивали при посредстве переводчиков и сортировали, записывая имя, фамилию, национальность, профессию и прочие данные. Тех, кто имел состоятельных родственников, способных уплатить большой выкуп, помещали отдельно. Всех остальных отправляли в Бесистан, который был крупнейшим рынком невольников. Там их выставляли для продажи.
С некоторыми невольниками-христианами обращались очень жестоко. Однако такие случаи были довольно редки, если, конечно, не считать отправки пленников на каторжные и общественные работы. Турецкие и мавританские владельцы невольников относились к ним чаще всего просто как к рабочей скотине, считая, что, чем лучше их кормить и обращаться с ними, тем продуктивнее пленники будут работать. Этим мусульмане отличались от христиан, относившихся к пленникам-магометанам как к еретикам, а что это означало в эпоху инквизиции — не требует пояснений.
Ремесленники, артисты, врачи высоко ценились маврами, их часто отпускали на волю. Смешиваясь с местным населением, вступая в браки, некоторые из них переходили в мусульманскую веру, надевали тюрбаны и примыкали к пиратам.
Что же касается взятых в плен христианских женщин, то молодых и красивых направляли в гаремы, а старых и некрасивых использовали на домашних работах.
Самой трагичной была судьба тех невольников, которые попадали на галеры. С этой целью отбирали людей физически сильных — их приковывали к борту корабля у весла. Пища рабов на галерах состояла из сухарей, иногда каши, а единственным их напитком была вода, заправленная небольшим количеством уксуса и оливкового масла. Вдоль рядов гребцов прохаживались надсмотрщики, подгонявшие их бичами.
Кроме Юлия Цезаря, самым знаменитым в истории пленником пиратов был великий испанский писатель Мигель Сервантес, который участвовал в битве под Лепанто. 20 сентября 1575 года, возвращаясь на корабле из Неаполя в Испанию, он попал вместе со своим братом в руки варварийских пиратов. В Алжире его продали какому-то греческому вероотступнику, который, обыскивая своего раба, нашел у него рекомендательное письмо от Хуана Австрийского. Грек потребовал от последнего большой выкуп за пленника.
Тем временем Сервантес был закован в кандалы. Не в силах переносить тяготы заключения и безжалостное обращение, он начал подумывать о бегстве. Однако все попытки выбраться из неволи кончались неудачей, и надзор за пленником усиливался.
Однажды ему удалось вступить в контакт с братом, за которого отец внес выкуп. Когда за братом прибыл корабль, Сервантес тайком пробрался на него, но его обнаружили. Мигель взял всю вину на себя и не выдал тех, кто помогал ему, несмотря на пытки, которым его подвергли. Вице-король Хасан, известный своей жестокостью, не сумел заставить Сервантеса выдать участников заговора. Эта стойкость пленника настолько импонировала Хасану, что тот откупил испанца у грека. Сервантес еще раз попытался бежать, но его предал какой-то доминиканец. Наконец, по истечении более четырех лет, пришел выкуп. Сервантес был освобожден из неволи в сентябре 1580 года в возрасте тридцати трех лет. Свое знаменитое произведение Мигель написал, когда ему было пятьдесят шесть. В то время он опять томился в заключении.
Плен у пиратов был подлинным кошмаром для жителей европейского побережья, и государства пытались всячески облегчить их долю. В 1624 году английская палата лордов объявила подписку на выкуп пленников-англичан из неволи. Через сто лет некий Томас Беттоп предназначил для этой цели все свое огромное состояние.
Первая организация, занимавшаяся выкупом пленников, возникла в Европе еще в XII веке под наименованием Ордена святой троицы и освобождения невольников. Она была основана св. Иоанном из Маты. За первый же год своей деятельности Орден выкупил из марокканской неволи восемьдесят шесть пленников. Благочестивые монахи в белых рясах, с красными и синими крестами на груди, вели опасные переговоры с пиратами, нередко сами попадая в неволю.
Со временем этой деятельностью занялись доминиканцы и францисканцы. В результате пленники-католики оказывались в лучшем положении, чем протестанты. Известен случай, когда отцы-избавители уплатили алжирскому бею три тысячи пиастров в качестве выкупа за трех пленников-французов. Бей милостиво добавил монахам четвертого, однако они отказались взять его с собой, так как он был протестантом.
Протестантские страны впоследствии также создали организацию, занимавшуюся выкупом своих пленников. Во главе ее стал сэр Сидней Смит.
Варварийское пиратство просуществовало ряд столетий и прошло через самые разнообразные перипетии.