БЕЛЫЕ ПЯТНА НА КАРТЕ МИРА

 

Боевые оленьи упряжки носились по заснеженной тундре, суровые мужчины, не видевшие друг друга никогда ранее, собирались в отряды. Один за другим, вместе, они собирались в военные лагеря из замысловатых чумов, оставляя длинные цепочки следов снегоступов и клубы медленно растворяющегося в морозном воздухе пара. Война шла между эвенками, коряками и чукчами. И последние были самыми кровожадными и упорными в попытке собрать свою великую историю из ее разбитых осколков.

 

Сегодня мало кто знает историю малочисленных народов Севера. Они если и упоминаются, то исключительно в контексте их контактов с империями, включавшими их в свой состав, стирая при этом тысячи лет уникальной истории и культуры. Все, что происходило до ХVI в., практически полностью игнорируется, а отсутствие государственности и письменных памятников привело нас к тому, что даже при желании восстановить их древний быт крайне сложно. Но давайте окунемся в мир не привычных нам оленеводов, а суровых воинов севера, до его контакта с большим миром в эпоху переселений и завоеваний. При словах «Север» и «Дальний Восток», что первое приходит на ум советскому человеку? «Чукчи!» — радостно возопите вы, и будете правы. Начнем по порядку.

 

НА ВОСТОК, ПО СЛЕДАМ ЙОТУНОВ

 

Изучать раннее средневековье чукчей я бы осторожно предложил вам, ни много ни мало, с самой Гренландии. Сегодня она, как и северо-восток Канады, заселена инуитами, которые пришли сюда тысячу лет назад из Аляски. Первые инуиты заняли нишу, в которой до этого процветала культура Дорсет1 — древняя эскимосская цивилизация, вымершая по неизвестным причинам. Да-да, загадочно вымирали не только майя и Атлантида, про которых так любят писать, но и целые культуры и цивилизации Севера. Дорсет относится к палеоэскимосам и существовала в период между 500 г. до н. э. и 1500 г. н. э. Названа она так по пещере с находками, где впервые обнаружили доказательства ее существования. Хотя и не было найдено каких-либо свидетельств смешения или другого взаимодействия инуитов с дорсетской культурой, в легендах инуитов, рассказывающих об их переселении, есть описания людей — Туниит или Сивуллирмиут2 , что означает «первые жители». Они сохранили легенды о дорсет, как о высоких и сильных гигантах3 , избегавших контакта с воинственными и любопытными инуитами и жившими на побережье задолго до них. 

1 Science  29 Aug 2014: Vol. 345, Issue 6200, 1255832, DOI: 10.1126/science.1255832.

2 Science  29 Aug 2014: Vol. 345, Issue 6200, pp. 1004-1005, DOI: 10.1126/science.1258607.

3 Справочник Nunavuthandbook, pgs. 297–331.

 

Интересны в данном ключе и мифологические аналогии скандинавов, также описывающих один из соседних с собой миров — Йотунхейм как царство инеистых великанов, населенное могучими йотунами. Нет никаких записей или улик, рассказывающих о произошедших военных конфликтах инуитов с Дорсет, но бесспорно то, что инуиты к моменту контакта были куда более развитыми по сравнению со своими соседями. Они освоили езду на собачьих упряжках, тяжелое оружие, копья и броню. Вытеснили ли они своих соседей экономической конкуренцией за основные средства существования или это была именно военная кампания с осознанной целью истребления, сегодня уже не узнать4 . Как бы то ни было, Дорсет канули в лету, едва коснувшись переселившихся инуитов, оставив лишь отголоски культуры эскимосов каменного века да смутные мифологизированные воспоминания о них у соседних культур.

4 Collapse: How Societies Choose to Fail Or Succeed, Jared M. Diamond, ISBN 0143036556, 9780143036555.

 

Итак, за три столетия до исчезновения Дорсет предки первых инуитов прибыли в Гренландию и на восточное побережье Северной Америки, сумев пересечь целый континент, не опускаясь южнее полярного круга. Но откуда пришли инуиты? И зачем? Их военная или культурная экспансия была значимым процессом, движением, родившемся где-то еще. Но где? Родина праинуитов — Аляска и Западное побережье Северной Америки, откуда они мигрировали, отделившись от культуры Туле.

 

ТУЛЕ — ОБЩИЕ КОРНИ СЕВЕРА

 

Такие образования, как Туле, мы называем «культурой», иногда причисляя их даже к народам, но мы никогда не называем их государством. Все дело в том, что в условиях Крайнего Севера очень сложно создать централизованное управление, взимать налоги и заниматься политикой, и пусть это родоплеменные общины, но они обладают одной космологией, часто схожим языком, поддерживают между собой связь и способны действовать организованно, по обоюдному решению. У них одинаковые орудия труда, ремесла и традиции. Редко выходя в общении за масштабы семьи, северные народности всегда имели свой уклад, где единение соседствует с общностью. С одной стороны, это сыграет злую шутку с завоевателями во времена покорения северных территорий Россией, не дав последней повторить успехи конкистадоров и завершить покорение северных народов захватом одного вождя. С другой стороны, это изменило баланс сил не в их пользу. Когда, например, коряки поднимали восстание против Российской империи, их никто не поддержал. Даже сами коряки не смогли организоваться как следует — каждый принял единоличное решение. И в итоге восстание было жестоко подавлено. Но это не мешало единичным бунтам. Отдельный чукча или коряк могли восстать сами по себе, и они продолжали нападать на соседей и представителей власти вплоть до эры СССР.

Карта, культура, Северная Канада, Гренландия
Карта культур Северной Канады и Гренландии (900—1500 гг.)

Сегодня культура Туле распалась, и ее основа разделилась на отдельные народности, такие как инуиты и эскимосы. Но в то время, когда Дорсет еще чуть-чуть существовали, инуиты были неотделимой частью большей общности, хоть и не государственной. И их расселение на восток было успехом и ростом границ Туле. В XI в. прибывшие на побережье Канады викинги встретили именно народы культуры Туле, которые они назвали skrælingi (скрэлинги), слова «инуит» тогда вообще не было. А Туле до Х в. принято считать одним целым. И уровень их развития удивил бы не только вас.

 

Скрэлинги, или племена Тулесской культуры, если и могли встретить викингов, то сделали бы это в костяных доспехах и теплых оленьих шкурах — они вполне были способны дать им отпор, достаточный, чтобы остановить экспансию воинственных скандинавов с топорами и рунным языком Одина. Мы знаем это благодаря археологическим находкам с инструментами, оружием и керамикой. Фактически именно пракультуры Туле владели всем севером континента, включая острова, озерные и покрытые ледниками края Северной Канады и Аляски, куда более жесткие в плане выживания, чем традиционные земли Скандинавии. Инуиты покорили Север, вытеснив и заставив исчезнуть гигантов, смогли отпугнуть викингов, но при этом были лишь небольшим звеном большой цепи народов Туле, расширяющих свои границы. Как далеко простиралась Туле на запад? Заходили ли они на побережье Восточно-Сибирского моря, научно достоверно утверждать нельзя. В России не проводятся генетические или археологические исследования ни этих регионов, ни малых народов Севера. Но что послужило причинами распространения Туле в восточный регион и каков был масштаб происходящего?

 

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

 

На вопрос о зарождении и распространении культуры Туле в последнее время пытаются получить ответ в США и Канаде, проводя обширные исследования генома сохранившихся представителей северных культур, целью которых является установление порядка, направления и последствий трех волн миграций, заселивших континенты Америки первыми людьми. Если первая из волн была приблизительно 20 000–25 000 лет назад, то последняя — достигла своего апогея всего 2 000 лет назад, собственно и основав культуру Туле. Единственным достоверным способом восстановления картины такого расселения, кроме исследования генетического наследия современных потомков Туле, является археология. Чтобы понять, что было на северных землях до Туле и что стало после, нужно буквально вгрызаться в землю. И здесь речь идет о том, что на кафедре антропологии Университета Ватерлоо в Онтарио такие ученые, как Роберт В. Парк, выделяют Арктическую традицию малых инструментов, или ASTT. И это как раз следы всех тех волн предыдущих миграций, которые осели здесь до того, как их подмяли под себя Туле. Говоря проще, это характерные следы того, что было до них. Дорсет были примером единой протокультуры, но поселенцы тянулись в Америку уже тысячи лет, иногда оседая и формируя малые народности Аляски и индейской Северной Америки. Изучение культуры ASTT базируется на поиске и классификации находок всевозможных скребков, буров, лезвий и наконечников, используемых в ручных орудиях. Культуре ASTT, судя по датировкам находок, принадлежат первые луки, стрелы и копья в Арктике.

инструменты, традиция, мыс Эспенберг, Аляска, малые народности
Подборка инструментов Малой арктической традиции, найденных в районе мыса Эспенберг, Аляска

Зарождение культуры ASTT5 относится к периоду в 6 000–7 000 лет назад. А основные современные находки были сделаны в национальных парках Аляски, на мысе Крузенштерна, в Заповеднике Берингова моста и соседних регионах. Исходя из орудийных форм6 и основных направлений миграции, ученые делают выводы, что, вероятнее всего, люди данной культуры распространились вдоль Камчатки, по Берингову проливу, Чукотскому морю, а затем через весь континент и до Гренландии.

5 The Early Neolithic of the Aldan, IU. A. Mochanov and Roger Powers, Arctic Anthropology Vol. 6, No. 1 (1969), pp. 95–103.

6 Marine Resource Intensification and the Reorganization of Lithic Technologies during the Middle-Late Holocene in Northwest Alaska, Andrew H. Tremayne, Pages 457-473 | Received 26 Jul 2016, Accepted 22 Dec 2016, Published online: 03 Feb 2017.

Традиция, куртки, плавание, каяки, находки, малые народности
Традиционные куртки северных народов для плаванья на каяках: слева из китовых кишок, справа из рыбьей кожи

При этом, по-видимому, культуре ASTT предшествовали палеоарктические культуры Сибири. Так, например, найденные в Гренландии останки 4 000-летнего человека из Сакка7 при генетическом анализе показали, что его ближайшими родственниками являются не гренландские инуиты, а выходцы из Чукотки, севера современной территории России и Алеутских островов. Таким образом, даже переселение Туле было, скорее, старым маршрутом. Генофонд не только Америки, но и даже Гренландии регулярно пополнялся за счет жителей Сибири.

7 Bjarne Grønnow, Arctic Anthropology, Vol. 49, No. 2, Issue in Honor of Ernest S. Burch, Jr. (2012), pp. 58–71

 

Отдельно от культуры ASTT выделяется более продвинутая — Нортон. ASTT же почти полностью исчезает к периоду в 2000 лет до н. э. Следы специфических каменных орудий8 ASTT ведут нас к Нортон как эволюционному преемнику. Они совершенней, изящней и сменяют своего предшественника, повсеместно распространяясь с течением времени. Эпоха главенства орудий культуры Нортон включила в себя три этапа: Хорис, Нортон и Ипьютак, растянувшись на период от Х в. до н. э. вплоть до V–VIII вв. н. э. В это время люди Нортон научились создавать сложную керамику с тиснением, охотиться на карибу, освоили рыбалку, научились делать светильники, метательные снаряды, гарпуны, вырезать предметы и ритуальные принадлежности из кости, освоили первые зачатки мореходства и морскую охоту, китобойный промысел.

8 Arctic AnthropologyVol. 35, No. 1, North Pacific and Bering Sea Maritime Societies: The Archaeology of Prehistoric and Early Historic Coastal Peoples, 1998, pp. 247–262.

 

То, что раньше было ASTT, стало Нортон в ходе естественного развития. Или, говоря простыми словами, с точки зрения археологии, более продвинутые технологии Туле вытеснили все предыдущие культурные особенности предыдущих волн переселений.

 

МОРСКОЙ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

 

Восстановить последовательность смены народов в условиях, когда нет ни записей о войнах, ни государственных летописей, ни вообще государств, — невероятно сложно. Временные рамки становятся размытыми, а на основании формы гарпунов в прибрежной деревне судить о переходе эпох и прибытии новых поселенцев по меньшей мере ненаучно. Но что мы знаем точно? Начиная с периода примерно с 2000 лет назад, в регионе Берингова пролива появляется другая археологическая культура, напрямую конкурирующая с людьми позднего ASTT/Norton, о которых говорилось выше. Археологи называют эту культуру Северной морской традицией (СМТ)9 . Она привносит в поздний Нортон последний импульс, после чего миграция входит в своей апогей. Мореходы Севера в Х в. смогли отчасти потеснить местных жителей, обосновавшихся там тысячелетия назад, заставив их искать пропитание и уходить дальше, а отчасти слиться с Туле, придав последним необходимый импульс для занятия господства в регионе. Исследователи выделяют СМТ в отдельную культуру благодаря широкому использованию мамонтовой и моржовой кости, тщательно продуманным художественным гравировкам на охотничьем снаряжении и ритуальных объектах. Она почти полностью зависела от морских ресурсов в качестве источника средств к существованию и по сравнению с Нортон, например, промысел гренландского кита ставила во главе питания, а не комбинировала рыболовство с собирательством и охотой. Старейшие находки имеются на острове Святого Лаврентия в регионе Берингова моря, доказывая наличие связей и с Чукоткой.

9 The Oxford Handbook of the Prehistoric Arctic, Chapter 20, ISBN 0190630876, 9780190630874.

Политическая карта, Арктика, границы, миграция, народы
Политическая карта Арктики
Этнографическая карта, Арктика, миграция, мореходство, народы
Этнографическая карта Арктики

Остается много вопросов о происхождении СМТ, но ясно, что к 1000 г. н. э. она становится характерна и для надвигающихся на восток Туле. Другими словами, языковой, религиозной и этнической группе Туле к этому времени соответствует СМТ, включающая в себя охоту на китов, развитое мореходство и специфичные формы оружия, гарпунов и малых кораблей. А этапы переселения делятся на последовательные смены ASTT на Нортон, с вкраплениями СМТ. Археологи и генетики согласны с тем, что люди Туле являются прямыми предками инуитов, индейцев и юпиков (Raghavan et al. 201410). Важно отметить, что Thule генетически отличается от людей ASTT, демонстрируя появление новой биологической популяции. Как только культура Туле достигла зрелости, она быстро распространилась по всей Арктике, от северо-запада Аляски к югу до Бристольского залива и к северо-востоку до Гренландии, культурно и биологически вытесняя и/или ассимилируя всех поздних людей ASTT и Нортон, с которыми они столкнулись. В Восточной Арктике замена, кажется, завершена окончательно. На Аляске есть признаки того, что гены ASTT выжили в современных популяциях, однако с очень низкой частотой. К 800–700 г. н. э. традиция Туле стала настолько доминирующей, что она также охватила коренное население на острове Кадьяк и вдоль побережья залива Аляска, где до сих пор существовали популяции, которые, вероятно, сохранили некоторые из генов палеоарктики. Сама же поздняя культура Туле, выраженная археологически, в том числе и в СМТ, совершенно точно является следствием масштабного расселения. 

10 Science. 2014 Aug 29;345(6200):1255832. doi: 10.1126/ science.1255832.

традиция, Туле, пути, миграции, заселение, Север, народности
Основные пути миграций и заселения Севера

«СЕВЕРНЫЕ МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ» МАЛЫХ НАРОДОВ

 

Что же происходило по ту сторону моря? Традиционно коренными жителями Камчатки принято считать несколько народностей и кроме чукчей. Таковыми, к примеру, являются ительмены11. Их традиционно относят к оседлым рыбакам, которые относительно мало использовали морские и прибрежные ресурсы. В субарктической зоне они также сохранили необычную зависимость от сбора дикой растительной пищи. Русские поселенцы начали прибывать на Камчатку в XVIII в. и ассимилировались с большей частью коренного населения, сформировав этнически смешанную группу, более известную как камчадал. К концу XIX в. большинство людей ительменского происхождения практиковали образ жизни, неотличимый от образа жизни поселенцев, который включал земледелие, разведение лошадей и крупного рогатого скота.

11 Arctic NORTHERNMOST REGION OF THE EARTH, Encyclopedia Britannica, NORTHERNMOST REGION OF THE EARTH, Jan 21, 2019. NORTHERNMOST REGION OF THE.

семья, чукчи, Север,  коренные жители, Камчатка
Cемья чукчей.
Художник Луи Чорис (1816 г.)

Типичными представителями Северо-Востока были и юкагиры. Этот термин, вероятно, тунгусского происхождения, и его применяли русские поселенцы, которые позаимствовали его у народа саха. В более ранние времена юкагиры населяли широкое пространство Северо-Восточной Сибири, живя главным образом как охотники и прибрежные рыболовы. И те и другие мало подходят под описание предков Туле, как и многие другие материковые племена и культурные образования.

 

Вкрапления же чукотских поселений вдоль побережья Берингова моря и на острове Врангеля формируют общины Юпик (Эскимос). Как и прибрежные чукчи, с которыми они тесно связаны историей и традициями, они были в основном охотниками на морских млекопитающих: моржей, тюленей и китов (хотя охота на китов резко сократилась к концу XIX в.).

 

К традиционному камчатскому населению можно отнести и коряков. Но основным занятием коряков всегда были олени. К моменту прихода русских казаков в этот регион между чукчами и коряками не угасали военные конфликты. Что же здесь происходило до прихода империи, анализировать еще сложнее. Одними из основных источников являются свидетельства фольклора и археологии12. В частности, в преданиях сохранилось описание большой войны чукчей с коряками, в которой последние были безоговорочно побеждены, а оставшиеся в живых спасались бегством в лесах. Запись о следующей большой войне относится как раз ко времени прихода в регион русских13. А чем занимались чукчи до них?

12 Нефедкин А.К. Военное дело чукчей. 2003. С. 17–23.

13 Мамышев 1809: 22, Нейман 1872 № 1:34.

Этнос, представители, северные народы, Камчатка, орхеология, фольклор
Этнические представители северных народов

РАЗНООБРАЗИЕ ЧУКЧЕЙ

 

Сам по себе чукча круглоголовый, с широкими плоскими чертами лица и высокими скулами. Нос часто сидит так глубоко между пухлыми щечками, что, по слухам, можно положить линейку, и он ее не коснется. Общее мышечное развитие описывают как хорошее. Но если мы посмотрим на первые данные, полученные, к примеру, из экспедиции 1878–1879 гг. шведа Отто Норденшельда, то увидим, что чукчей14 описывают как «высоких и худых, с самыми разными чертами лица», а Картфаж Жан-Луи-Арман, французский антрополог из похожей экспедиции, дает почти противоположные описания. Путаница в описаниях возникла из-за примеси коренных эскимосских народностей в чукотском домене. Удивительно, но чукчи для Чукотки не коренное население, все зависит от временного масштаба. Конечно, если зайти слишком далеко, то можно сразу описывать корни человечества как исключительно африканские, и это тоже будет верным.

14 Encyclopædia Britannica/Chukchi, Volume 6, 1911.

Жан-Луи-Арман Катрфаж, экспедиция, чукчи, антрополог
Жан-Луи-Арман Катрфаж (1810–1892)

Чукотское население приобрело свои нынешние территории силой. Заняв их, вытеснив войнами или смешавшись с аборигенами — онгликонами (Анг-кали) и коряками. Позднее, не без участия первооткрывателей и экспансии Российской империи, их самобытность начала размываться. И сейчас, чтобы найти научно обоснованное отделение чукчей от эскимосов, нужно постараться. Но еще во время шведской экспедиции Норденшельд, собрав 1 000 слов чукотского языка, резюмировал: «Эта народность лежит в основании первозданного пути между Старым и Новым Светом, имея на себе безошибочную печать монголов Азии и эскимосов и индейцев Америки».

Густав Норденшельд, экспедиция, чукчи, описание, развитие
Нильс Отто Густав Норденшельд (1869–1928)

Суровый шведский мореход был прав лишь наполовину. Нельзя приписать все заселение Восточной России прямому как полет чукотской стрелы маршруту из Средней Азии на Камчатку и дальше в Гренландию. Если последние миграции на Север датируются всего парой тысяч лет назад, то, взглянув на карту Азии того времени, мы вполне точно увидим границы многих государств. Их развитие и расширение вытолкнуло многие народы на поиски более спокойных мест, пусть и на холодном Севере.

 

ОТ ХОККАЙДО ДО ЧУКОТКИ

 

Характерен пример страны Восходящего солнца. В 2009 г. вышли результаты генетических исследований в Японии15. Ученые изучали происхождение японской расы на основе генетических маркеров иммуноглобулина G. В результате анализа 130 монголоидных популяций в мире по маркерам специфичного гена были сформированы две протоазиатские группы: северная и южная. А результатом исследования был вывод: японская популяция в основном относится к группе северных монголоидов и, следовательно, возникла в Северо-Восточной Азии, скорее всего, в Байкальском районе Сибири. Исследования девяти различных фенотипов четырех генов затронули и население Аляски, Дальнего Востока и Камчатки, проведя общие линии там, где мало кто ожидал.

15 Proc Jpn Acad Ser B Phys Biol Sci . 2009 фев; 85 (2): 69–82. Опубликовано в Интернете 2009 г. 12 февраля. Doi:  10.2183 / pjab.85.69.

 

Эпоха, когда Туле образовалась, оформилась и захватила господство на Севере, в Японии называется — период Дзёмόн. Это был период истории айнов и становления японской самобытности, растянувшийся с 13 000 г. до н. э. по 300 г. до н. э. А с точки зрения западных историков, в стране Восходящего солнца мезолит сменялся неолитом.

 

Когда последняя ледниковая эпоха соединила Японские острова с азиатской частью материка на него перешли люди. 35 000–30 000 лет до н. э. человек разумный, пришедший на острова Японии из центральной Азии, уже неплохо умел охотиться, на охоте использовать лук и стрелы, занимался собирательством, речным и морским рыболовством и начал изготавливать различные каменные и костяные орудия труда. Охотно и с большим умением делал посуду из обожженной глины. Эти первые поселенцы сформировали, к примеру, народность Айн.

 

Áйны — признанное древнейшее население Японских островов. Некогда они жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время они остались только в Японии. По мере развития южного населения и подселения новых мигрантов на острова, айнов оттесняли вверх, на север. К Х в. н. э. их довольно немногочисленные по сравнению с остальными японцами поселения еще какое-то время оставались независимыми на севере острова Хоккайдо, но с завершением объединения Японии Одой Нобунагой их сопротивление тает, а самобытность и культура начинают растворяться.

 

С археологической точки зрения также можно проследить различие между культурой Сацумон и, к примеру, Охотской культурой. Сацумон — земледельческая археологическая культура постдзёмонского горизонта, главенствовавшая на севере о. Хонсю (главный большой остров) и юге Хоккайдо (меньший по размеру северный остров) (700–1200 гг. н. э.). Охотская культура, территориально совпадает с распространением айнов, все еще живших в то время на севере Хоккайдо и Курильских островах.

 

Предполагается, что сацумонская культура распространилась с севера Хонсю на Хоккайдо, Сахалин, Курильские острова и на юг Камчатки, где поглотила охотскую культуру или вытеснила ее.

рыбная ловля, собирательство, охота, передвижения
 

Отступление к Охотской культуре и Японии в целом не случайно. Эта культура раннего железного века существовала на побережье Охотского моря. Носители культуры занимались прибрежной рыбной ловлей, охотой и собирательством. Датируется I тыс. до н. э. — началом II тыс. н. э. Фиксировались передвижения с Сахалина на Курильские острова. Существовала около 600–1000 гг. н. э. на о. Хоккайдо, до 1500 или 1600 гг. н. э. на Курильских островах. И, так же, как и Туле, она была вытеснена глобальными миграционными процессами и развитием первых государств. Расширение границ новых образований привело к тому, что слабых поглощали, а сильным приходилось отступать. Те культуры Севера, которые не зависели от суши и кормились морем, причем не просто рыболовством, а морской охотой, смогли на какое-то время избежать влияния этой первой глобализации. Они отступили в холод и царство полярной ночи, сумев продлить свою историческую самобытность и стать хозяевами северных морей. Эти процессы были общими для Охотской культуры и Северной морской традиции. Оседлое земледелие и следовавшие за ним общественные структуры завоевывали мир.

 

МОСТ МЕЖДУ ОСТРОВАМИ

 

Охотская культура была одной из культур СМТ — она была распространена в бассейне реки Амур, на острове Сахалин, на севере Хоккайдо, на Курильских островах и на Камчатке.

 

Большинство найденных жилищ и поселения были расположены на песчаных дюнах и в устьях рек. Основой хозяйства служил морской промысел: добыча китов, сивучей, тюленей. До сих пор находят великое множество разнообразных костяных гарпунов достаточно сложной конструкции: зубчатые и поворотные. Также охотились на оленей, медведей, лисиц, барсуков. Занимались рыболовством, о чем свидетельствуют найденные костяные крючки и каменные грузила. Они разводили собак, знали, как пользоваться собачьей упряжкой, умело изготавливали из камня и кости наконечники стрел, молотки, скребки, ножи, топоры, лампы-светильники, ложки, иглы, шилья, наконечники дротиков, лопаты, гребни.

находки, конструкции, передвижения, жилища, поселения
Расположение палеоарктических и палеоиндийских находок согласно радиоуглеродному анализу (период 14 000–10 000 лет назад), Alaska Historic Resource Survey 2017

Есть орнаментированные игольники из трубчатых птичьих костей. Гарпуны иногда оснащались железными лезвиями; найдены железные топоры, ножи, кинжалы. Керамика тонкостенная плоскодонная, на Сахалине — круглодонная, с налепными валиками. Шнуровой и резной орнамент располагался в верхней части сосуда — геометрические, линейные и зооморфные мотивы. Среди украшений — круглые и овальные подвески, костяные лабретки и пр. Встречены погребения (в скорченном положении) с каменными топорами, наконечниками стрел, костяными лопатками и иглами, железными мечами и ножами, металлическими и костяными украшениями. Со временем Охотская культура смешалась с коренным населением, привнеся в их уклад свои технологии и традиции, сегодня ее наследниками принято считать нивхов на Сахалине и на Амуре, ительменов и кереков на Камчатке.

находки, культура, мифы, жилища, поселения
Расположение археологических находок согласно культурам (3 500–5 000 лет назад), Alaska Historic Resource Survey 2017

Как уже было отмечено, невозможно выделить среди культур изготовления гарпунов и единичных мифов, переданных в устной форме, какую-либо протогосударственность. Нет здесь ни конунгов, ни царей. Лишь семьи в их юртах и ярангах, родственные связи, единство быта и принадлежность к некой общности формировали единую систему ценностей, позволяющую говорить о том, что айны на севере Хоккайдо с их культом медведя и каменными копьями, с которыми они охотились на тюленей, имели много общего с эскимосами или чукчами которые занимались тем же самым и точно так же, но верили, что во главе мира не медведь, а ворон. Лишь генетическое эхо, схожий образ жизни, одинаковое развитие, схожие инструменты и культурные особенности могут нам позволить строить предположения, что все вместе эти очаги малых народов есть и Северная морская традиция, и Туле, и все палеоэскимосы, жившие морем и сумевшие за счет этого обогнать в развитии своих материковых родственников. Где-то они мигрировали, заселив свободные территории, где-то отвоевали их, а где-то сопротивлялись, пока не вошли в состав более крупного и развитого государства. Каждый из этих народов-осколков — часть чего-то большего и важного, того, что мы уже потеряли. Но один из них вобрал в себя, казалось бы, все черты воинственных мореходов сразу.

эскимосы, образ жизни, лодка, сани,
Шесть эскимосов, стоящих рядом с лодкой из кожи (умиак) на санях.
Пойнт-Барроу, Аляска, 1935 г.

«БЫТОВЫЕ» ЧУКЧИ

 

Как жили чукчи? Прежде всего необходимо отделить чукчей оседлых от чукчей кочевых. Для кочевых жизнь на побережье не сводилась только к морскому промыслу, а во многом зависела от оленей. Смысл кочевания же был прост. Летом у моря меньше насекомых, донимающих скот. А зимой в горах Чукотки легче переносить суровые ветра. Миграция и перегон оленьих стад осуществлялись по снегу на нартах. Весной по последнему снегу, пока в горах не начались обвалы, а осенью по первому — до сильных холодов. Оседлые же жили у моря всегда, иногда занимаясь охотой и торговлей, а большую часть времени сильные и работоспособные мужчины проводили в море за промыслом. Жили в селениях по пять-шесть домов16. В основе поселений — полуземлянки с основой-каркасом из китовых костей.

16 Вдовин. К истории общественного строя чукчей. 1950. С. 97.

эскимосы, чукчи, Аляска, Чукотка, поселения, жизнь
 

Во многом уклад жизни и его организация были схожими с азиатскими эскимосскими племенами. Внутренняя организация племени решала административные проблемы, от охоты до ведения войны. У эскимосов, к примеру, семьи, произошедшие от общего предка, объединялись в род. Род мог иметь свои праздники, свое кладбище. В одном поселении могли жить несколько родов, объединенных в племя. Во главе рода стоял нуналихтаг, наследственный вождь, объединявший в себе три ветви власти разом. У чукчей же, в отличие от эскимосов, в основе всего находилась рабочая артель. Восемь человек рыболовной байдары. Селением заправлял умилык — самый сильный мужчина. Высшей властью были старейшины. Так, например, некоторые вопросы мира и войны можно было решить только с одобрения совета стариков. И каким бы сильным ни был умилык, даже если он возглавлял селение, армию, мог требовать от своих соседей выполнения его приказов, он не был последней инстанцией. А в бой чукчей нередко вели старики.

 

ЖЕНЩИНЫ МОГЛИ УЧАСТВОВАТЬ В ПОХОДЕ, НО БЕЗ ПРАВА ГОЛОСА И БЕЗ УЧАСТИЯ В СРАЖЕНИИ

 

Майдель Гергард Людвигович, русский барон и исследователь Сибири, в конце ХIX ст., например, писал, что чукчи в каждый поход выбирают нового вождя. Чаще всего это был самый храбрый и умелый соплеменник. В суровых условиях Севера в основе выживания находились физическая выносливость и сила. Необходимо было таскать тяжести, выслеживать зверя, сидеть на веслах, обладать отличной реакцией. При отсутствии культа воина чукотским идеалом был «эрмэчьыт» — силач. Право сильного почиталось превыше всего. Если эрмэчьыт хотел забрать понравившуюся ему вещь — оленя, ритуальную ценность или даже одежду — он мог вызвать на единоборство хозяина, и если он побеждал, то получал желаемое без осуждения со стороны людей. Подобно спартанцам, чукчи поощряли способности ребенка защищать себя и своих родственников. Закалка начиналась с пяти лет с бега на лапах-снегоступах с прикрепленными к ним камнями и заканчивалась посвящением в мужчины, когда отец давал сыну задание и скрытно отправлялся за ним, следя за выполнением. Как только мальчик терял бдительность, отец выпускал стрелу. И если ребенок не сумел уклониться, был невнимателен, не готов к бою, то он мог умереть.

Коряки, церемония, запуск Нового Огня, традиции, быт
Корякская церемония запуска Нового Огня

ВОИНЫ СЕВЕРА: ОТ ОРУЖИЯ ДО ВЕРЫ

 

Развитость военного дела можно проследить по оставленным артефактам и традициям изготовления брони и оружия. Известно огромное количество доспехов. Использовались в основном два типа: кожаноламеллярный и пластинчато-ламеллярный. Пластины таких доспехов делались из ребер оленя, клыков и костей моржа или кита, а иногда они комбинировались17. К примеру, участники экспедиции И. И. Биллингса, совместно с Г. А. Сарычевым, в 1785 г. описывают деревянный панцирь «мургау», состоящий из деревянных пластин, обтянутых тюленьей кожей. В. Г. Богораз упоминает технологии изготовления кожаных панцирей, вываренных в кипятке и прошитых жилами с оленьих ног. Невероятно искусны чукотские нагрудники из пластин из рога оленя. Костяные поножи и наручи. Сложносоставные пластинчатые шлемы. Различные варианты кожаных усилений из моржовой, тюленьей, оленьей кожи. Разнообразие, достойное миланских оружейных складов времен Ренессанса, — и все это замкнуто и спрятано в снежный покров чукотского каменного века.

17 Вдовин И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. 1965. С. 35.

Населенные пункты, Арктика, Северный полярный круг
Населенные пункты Арктики (по данным на 2009 год). Голубая окружность — Северный полярный круг

Огромное разнообразие наступательных вооружений вызывает искреннее удивление. Это и десятки видов наконечников для стрел, и копий в зависимости от типа противника. Это даже палицы, по свидетельствами боя чукчей и коряков в 1770 г.18. Это и кистени, боевые посохи, дротики, разнообразные луки. В отсутствие глубокой систематизации фактически невозможно даже представить масштаб развитости и видового разнообразия оружия для ведения исключительно военных действий. И это не говоря про охоту, религию и искусство. 

18 Малышев, 1824.

 

Что с боевыми колесницами? Как таковых боевых нарт не было, но это, скорее, следствие повсеместности и универсальности транспорта: от тяжелых грузовых, женских, кибитного типа, до гоночных весом в четыре килограмма. Оленей могли запрягать от одного — в простую грузовую нарту, до двух-трех — в обычную. Как правило, использовали кастрированных самцов, метисов с дикими оленями. Гонки существовали как спорт и как способ отточить мастерство. Если нарты выдвигались в боевой поход, сбоку просто привязывалось копье, а за спину клались лук и колчан.

 

Военачальники чукчей вошли в собственный чукотский эпос19, составив настоящий цикл военных преданий, что в принципе отсутствует у десятков других северных народов. Это и сказание о Лявтылывалыне — богатыре и полководце, отдававшем распоряжения, сидя на олене. Это и Аттымлу — вождь с костяным лицом. Конечно, невозможно сравнивать героический военный эпос чукчей с эдами скандинавов, где прямо присутствует бог войны Тюр, и культ воина прослеживается во всем божественном. Космология чукчей своеобразна и самобытна, но отнюдь не скудна.

19 Богораз В. Мифология чукчей. 1910.

племена, родовые общины, путь, правитель
 

В мире чукчей обитает множество Келе — разнообразных духов. Они олицетворяют самые разные силы и стихии, напоминая своим устройством скорее японский синтоизм, чем культ медведя или классическое многобожие. С Келе можно договориться, шаман может их подкупить, они могут помочь, наказать и даже съесть. Духи-хозяева требуют почтения. Анки-Киеле, дух моря, — один из самых могучих. Во главе мироздания парит ворон — творец всего сущего. За многими горизонтами скрыта Серебряная гора — Пильхуэрти-Нэйка20 — аналог Эльдорадо и мечта о сказочном богатстве где-то за далеким морями, которое ждет самого смелого чукчу. А он сам, на своей байдаре, с верной ватагой родственников, лавирует в этом мире между духами. Одетый в искусную костяную броню, с резным оружием в руках. Исполненный силы и отваги, как легендарные богатыри Севера, победившие великанов и ушедшие от злых людей Юга. Он один, всматриваясь вдаль, олицетворяет собой целую эпоху, когда множество племен и родовых общин шли общим путем, объединенные чем-то большим, чем единый правитель или налоговая система. Он один заставляет нас задуматься — а какими были империи палеолита?

20 Мироглов В. Ф. Сказ о Серебряной горе. 1979.

 

Статья была опубликована в майском номере журнала "Наука и техника" за  2019 год

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!