Медицина ацтеков и майя

Рубрика: История и археология
1979

После испанского завоевания коренных жителей Нового Света стали косить эпидемии. Новые болезни в разы сократили население. Уцелевшие с грустью вспоминали о былом: «Они [предки] жили здоровой жизнью… Не было боли у них в костях… не было никакой оспы, не было жара в груди, не было никакой боли в животах, не было никакого туберкулеза. Их тела были бодрыми тогда…», — сказано в одной из хроник майя [5]. Но это не значит, что народы древней Мексики до конкисты не брали никакие хвори.

 

 

ЗАДОЛГО ДО КОЛУМБА

 

Ацтекский кодекс «Теллериано-Ременсис», созданный в раннеколониальную эпоху на основе доиспанских образцов, повествует о бедствиях, случившихся в 50-х гг. XV в. Наряду со снегопадами, засухой, неурожаем, вызвавшими страшный голод, упомянута и эпидемия неведомой болезни, обозначенная как «кровавая рвота». Определить ее непросто. Этот симптом возникает не только при желудочно-кишечных расстройствах, но и при нарушениях работы ЦНС, почек, сердца, опухолях и воспалениях.

 

«Кровавая рвота» фигурирует и в одном из пророчеств книг Чилам-Балам. Любопытно, что предсказание относится к периоду между 1480 и 1500 гг. — времени открытия Америки.

 

Надо сказать, книги Чилам-Балам довольно часто пророчат различные бедствия: засуху, неурожай, голод, войны и моровые поветрия, в результате которых «будет нагромождение черепов» и «зажужжат трупные мухи». Помимо «кровавой рвоты», упомянута «смерть с лишаями» и «внезапная смерть».

 

Сохранились документальные свидетельства о двух крупных эпидемиях, опустошавших до конкисты Юкатан. Первая датирована 80-ми гг. XV в. По словам фрай Диего де Ланды, «во всех частях страны появились заразные лихорадки, которые продолжались 24 часа, когда они прекратились, тела больных распухли и лопнули, полные червей. От этой заразы умерло множество людей…» [1, с. 125].

 

А в хрониках майя мор обозначен как время, когда «грифы вошли в дома Крепости». Именно после него был окончательно оставлен Майяпан — последний крупный город юкатанских майя, частично восстановленный после разгрома, случившегося в 1441 г.

 

Моровое поветрие 1516 г. Ланда описал как «болезнь, [причинявшую] большие нарывы, от которых тело гноилось с большим смрадом таким образом, что члены отпадали кусками за 4–5 дней» [1, с. 125]. По мнению некоторых исследователей, к примеру, дешифровщика письменности майя Ю. В. Кнорозова, это была эпидемия оспы — первый «привет» от испанцев. Болезни шли в авангарде их войска. Первая военная стычка с белыми состоится только год спустя…

 

Эпидемия оспы 1520 г. помогла Кортесу снова покорить взбунтовавшихся было ацтеков. Не обошелся без ее помощи и Писарро — пока он подбирался к инкам, их правитель скончался от «импортной» болезни, и в стране началась кровавая борьба за трон.

 

Но наиболее страшные последствия эпидемия имела для тольтеков. Память о ней сохранилась в легендах, передаваемых из века в век.

 

ЗЛОВЕЩИЙ ВЕЛИКАН

 

Тольтеки — народ воинов и мастеров, живший в Центральной Мексике примерно в VIII–XII вв. Ацтеки считали себя их преемниками и почитали как учителей. Сохранился цикл сказаний о расцвете, упадке и гибели их царства. За фантастическими образами угадываются исторические сведения: упоминания о междоусобицах, религиозном расколе, войнах, голоде, а также эпидемии, представленной в образе великана-людоеда.

 

В колониальное время было записано несколько вариантов легенды. Наиболее архаичный содержится в так называемой «Легенде о Солнцах» — рукописи начала XVII в., которая считается почти дословной «стенограммой» утерянного пиктографического кодекса, созданного в Теночтитлане незадолго до конкисты. В ней рассказывается: как-то раз среди тольтеков объявился уродливый великан-людоед с безгубым ртом, набитым нечистотами. Когда тольтеки убили его, то обнаружили, что в его теле нет внутренностей. Труп смердел. Любой, кто вдыхал его запах или попросту проходил мимо, умирал. «Был поэтому великий мор», — прямым текстом сказано в легенде [4, с. 97].

 

Тольтеки решили избавиться от заразного трупа: обмотали веревками и попытались оттащить куда подальше, но… не могли сдвинуть с места. Веревки порвались. Многие упали и погибли. Когда его поволокли, то гибли те, кто оказался на пути процессии.

 

Лишь с большим трудом опасный труп удалось оттащить от селения. Но и напоследок он взял с собой многих: неожиданно встал, и те, кто его держал, повисли на веревке и были утащены вверх.

 

Лучшей аллегории для эпидемии сложно придумать!

 

Сюжет о заразном трупе встречается и в третьей книге «Всеобщей истории событий в Новой Испании» — энциклопедического труда Бернардино де Саагуна, работа над которым велась с 40-х по 70-е гг. XVI в. В нем он увязан с кознями Тескатлипоки — «демонического» соперника Кецалькоатля, и… божества, отвечающего за заразные болезни!

 

Одновременно с книгой Саагуна создавался «Кодекс Риос» — копия нескольких древних кодексов с комментариями испанского монаха отца Риоса. В нем есть рисунок — люди тащат веревками труп великана. Правда, по мнению падре Риоса, смердящий труп символизировал… грехи народа!

 

«Официальный хронист» Хуан де Торк(в) емада писал 21-томную «Индейскую монархию» в начале XVII в. Свидетелей доиспанского прошлого он, конечно, уже не застал. Пришлось довольствоваться пересказами легенд, работами хронистов прошлых поколений и… архивом бывших тескокских владык, в котором уцелел ряд древних манускриптов. Тескокская версия многих событий отличалась от теночтитланской. Однако великан, связанный с мором, фигурирует и в его труде. Правда, он отделен от «смердящего трупа». Великан-призрак устраивает бойню на празднике, хватая пляшущих людей и убивая их объятиями. На следующий день великан (то ли другой персонаж, то ли другая ипостась того же) появляется вновь и нанизывает всех, кто ему попадется, на длинные тонкие пальцы. Зараза персонифицирована в образе красивого белого ребенка со сгнившей головой. Как и великан-людоед из более ранних легенд, он отравляет смрадом все вокруг, и от него так же тяжело избавиться. В конце концов его удается сбросить в озеро Тескоко, но боги всетаки советуют тольтекам оставить их земли и заселить новые края. Видимо, угроза заражения оставалась довольно высокой.

 

Продолжение статьи читайте в июльском номере журнала "Наука и техника" за 2021 год.  Доступна как печатная, так и электронная версии журнала. Оформить подписку на журнал можно здесь.

 

В магазине на сайте также можно купить магнитыкалендарипостеры с авиацией, кораблями, сухопутной техникой.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.