Чем поражает наскальная живопись?

 

Перуанская пустыня Наска находится на высоте 800 м над уровнем моря в 450 километрах к югу от города Лимы, примерно в 50 км от побережья Тихого океана. Пустынное плато площадью около 500 квадратных километров расположилось между долинами рек Наска и Инхенио. Наземные фигуры пустыни созданы путем снятия со светлой подпочвы (смеси песка, глины и кальцита) бурых камней, обломков вулканической гальки, которые от долгого воздействия солнца и воздуха покрыты тонким черным налетом (окислами марганца и железа), так называемым «пустынным загаром». Лучше всего гигантские фигуры видны с борта небольшого самолета или вертолета, а с поверхности земли и с окружающих пустыню невысоких гор их контуры неразличимы. С воздуха они выглядят как более светлые на фоне почвы линии, полосы, геометрические фигуры (треугольники, трапеции, прямоугольники), разнообразные синусоиды, спирали, а также изображения различных животных.

геометрические фигуры, Перуанская пустыня Наска, изображения, контуры

Исследователи выделили два типа фигур: геометрические и смысловые. Первый тип — это прямолинейные линии шириной 15-60 см и полосы, или «дороги», шириной более 60 см, которые тянутся на расстояние до 8 километров. Освобожденные от камней треугольные, трапецеидальные и прямоугольные фигуры называли площадками. Ширина их не превышает 80 м, длина самого большого прямоугольника — 780 м, а лучеобразных треугольников — свыше 2 км. Кнутообразные фигуры и различного вида зигзаги — самые распространенные геометрические элементы, они составляют так называемую «декорацию» крупномасштабных площадок. Кроме того, на плато насчитывают свыше десятка так называемых «центров» — мест, из которых радиально выходят в разные стороны линии и полосы. Всего в пустыне Наска насчитывают 13 тысяч линий, около 800 площадок, 100 разнообразных спиралей, среди которых разбросаны около трех десятков смысловых фигур второго типа — это контурные рисунки различных животных, преимущественно птиц. Они включают 300-метровую птицу со змеиной шеей, 100-метрового кондора, 80-метрового паука и 200-метровую ящерицу, пересеченную лентой панамериканского шоссе, строители которого не заметили ее. Здесь и птицы, и рыбы, и некое подобие дерева, цветок, обезьяна и, наконец, 30-метровая человекоподобная фигура, выполненная не на плоскогорье, а как бы выбитая на довольно крутом склоне горы.

 

Исследователи феномена, начиная с американского историка Поля Косока и «апостола» пустыни Марии Райхе, выдвигали ряд гипотез о назначении фигур. Они предполполагают ручную уборку камней и раскладку их валиками вдоль краев фигур, провешивание линий с помощью шестов или эллиптических зеркал тупу, а также создание рисунков путем увеличения с эскизов с помощью веревок и кольев. Большинство исследователей относят эти фигуры к индейской культуре «наска» доинкского периода, расцвет которой приходится на 300-900 гг. н. э.

 

Древний календарь?

 

Относительно назначения фигур было высказано множество гипотез: и ритуальный характер, и аналогия с тотемными знаками племен, и назначение в качестве дара или обращения к богам. Наибольший интерес в научных кругах вызвала гипотеза об астрономическом календаре, выдвинутая П.Косоком. Он назвал Наску самой большой книгой по астрономии.

феномен, рисунки, культура, гипотезы

Конечно, решающую роль в разгадке происхождения наземных фигур сыграло местонахождение пустыни в области некогда существовавшей насканской культуры. Для этой культуры характерна многоцветная керамика, на которой также встречаются изображения птиц, рыб и других животных. В качестве же основного аргумента в пользу этой гипотезы фигурируют данные радиоуглеродного анализа. Эти измерения были проведены по просьбе М. Райхе на единственном древесном образце, найденном в кромке одной из фигур. Они показали 525 г. н. э., а это фактически время физической гибели дерева. Других объективных исследований возраста фигур не проводилось. Гватемальский писатель Мануэль Галич обнаружил упоминание о насканских фигурах в испанской хронике 1548 г. Таким образом, достоверный временной интервал создания фигур 525-1548 гг., а это значительный интервал времени, который требует дополнительных исследований с применением современных объективных методик.

 

Кроме этого, имеют место факты, вступающие в противоречие с вышеупомянутыми гипотезами.

 

Комплекс рисунков пустыни Наска является лишь частью феномена, который точнее называется перуанские наземные фигуры. Аналогичные по технике исполнения фигуры встречаются в средней зоне Анд вдоль всего Тихоокеанского побережья. Область их распространения составляет 1500 километров от долины реки Санья на севере Перу до пустынь и гор северных районов Чили. Еще в 1940-х годах сообщалось о полосах, подобных насканским, в окрестностях долин рек Римак, Чиллон, Виру. Тогда же были найдены фигуры в окрестностях Лимы. В 1970-х годах подобные рисунки были найдены в пустынях южной провинции Перу Арекипа. Так что это явление не относится к одной локальной культуре, какой была индейская культура наска.

пустыня Наска, рисунки, линии, зигзаги

Большинство гипотез выдвигались на основании изучения одного вида фигур, ведь объяснение феномена, на основании рассмотрения 0,2% от общего числа фигур, по меньшей мере, некорректно. Кроме того, смысловые рисунки, обладающие большой информативностью, теряются среди тысяч линий, треугольников, зигзагов. Нередко они перечеркнуты линиями, перекрыты поверхностью широких полос или составляют комплекс с зигзагами, спиралями, что ставит под сомнение их первостепенную значимость.

 

А еще поражает масштабность работ. Да, все это можно сделать вручную, если рассматривать каждую фигуру отдельно. Но по оценкам, сделанным на основе замеров экспедиции Дж. Хокинса, объем работ по созданию комплекса фигур пустыни вручную составляет величину порядка 100 000 человеко-лет. Пустыня расположена между двумя долинами, которые могли прокормить несколько тысяч человек. Такие затраты в условиях трудоемкого орошаемого земледелия должны были подпитываться мощным стимулом, но его трудно выделить в хаосе линий, особенно декоративных зигзагах и кнутообразных фигурах. К тому же особенности грунта и климата на плато таковы, что следы ног человека, лошади сохраняются на века. Как могла сохраниться бесследной деятельность 100 человек на протяжении 1000 лет либо 1000 человек на протяжении 100 лет, если на снимках сороковых годов только вдоль шоссе и грунтовой дороги широкими неровными белыми пятнами видны следы человеческой активности? Более того, посещение пустыни туристами за несколько лет привело к угрозе уничтожения фигур, и пустыня была объявлена заповедником. Кроме того, свидетельства об огромных затратах труда отсутствуют в легендах и воспоминаниях местного населения, а также в испанских хрониках. На предполагаемых «святилищах» индейцы строят загоны для скота или распахивают поверхность фигур, не подозревая об их существовании.

 

Гипотеза о сельскохозяйственном календаре была опровергнута английским астрономом Дж. Хокинсом, который провел компьютерные расчеты и был вынужден признать, что из 186 (93 линии использованы дважды — в прямом и обратном направлении) направлений отдельных линий и контуров фигур только 39 ассоциируются с Луной и Солнцем. Результат не свидетельствовал в пользу календарной теории, так как был слишком близок к случайному распределению. Да и для нужд земледелия вряд ли требовались тысячи линий.

изображения, хроники, заповедник, поверхность

Скрытая информативность?

 

Перуанские наземные фигуры — это уникальные высокотехнологические изображения, содержащие интеллектуальный потенциал, которые отражают как уровень развития их создателей, так и средств, используемых в процессе их создания.

 

Геометрические рисунки встречаются не только на поверхности плато, но и на его выветренных склонах, на соседних плато, на крутых отрогах гор. Иногда они тянутся цепочкой по вершинам гор. Для этих фигур характерна строгая прямолинейность: среднее отклонение от направления не превышает 9΄ (вернее, это предел точности метода фотометрической съемки), т. е. фигуры нанесены точнее, чем это можно проверить с помощью современных методов аэрофотосъемки. Фигуры сохраняют идеальную прямолинейную направленность на пересеченной местности. Высочайшая точность поражает — разброс точности краев линий, полос составляет 5 см при многокилометровой длине.

 

При многослойном наложении фигур сохраняется видимость всех контуров, что позволяет проследить последовательность их исполнения (видимость многослойных фигур — одна из ключевых проблем в решении технологических задач). Видимость полос сохраняется при изменении характера грунта (при пересечении полосой выходов горных пород), хотя в этом случае подстилающая поверхность внутри контура уже не песок, а мелкая вулканическая щебенка, по всей вероятности недостаточно окислившаяся за прошедший интервал времени.

ограничение, фигуры, ширина,длина, грунт

Кроме того, существует ограничение фигур по ширине при практически неограниченной длине. Этим ограничением обуславливается лучеобразный характер треугольных фигур (нет фигуры с углом расхождения более 17°). Нет ни одного круга, квадрата, зато множество синусоид и спиралей — фигур, образовывающихся при сложении колебательного или вращательного движения с поступательным, что свидетельствует о динамизме в процессе создания фигур.

 

Расположение и конфигурации лучеобразных фигур имеют сходство со схемами геометрической оптики: треугольник в какой-то момент как бы перегибается и тянется вбок, сохраняя при этом угол расхождения (так в оптике демонстрируют закон отражения света); линии «перегиба» полос или трапеций всегда прямолинейны, как границы отражения или преломления света; встречаются треугольники с изменяющимся углом расхождения, что также имеет сходство с лучами света при изменении апертуры источника излучения.

 

Геометрические фигуры, выполненные на сложном рельефе, сохраняют свою правильную форму на снимках, сделанных с воздуха, а это возможно, если они спроецированы с того же места, с которого сфотографированы. Напротив, при съемке с другой позиции видно, что на поверхности такие геометрические фигуры имеют неправильную форму.

снимк, рельеф, астрономия, плато

Еще на плато существуют линии, направленность которых носит астрономический характер: линии, указывающие восход или заход солнца в дни солнцестояний или дни равноденствий; существуют линии, расположенные строго по направлению север-юг. Это свидетельствует, что месторасположение фигур может нести в себе еще какую-то дополнительную информацию.

 

Компьютерная графика?

 

Смысловые контурные рисунки животных имеют размеры от 45 до 300 метров, при ширине контурной линии от 15 см до 3 метров. Рисунки сосредоточены, главным образом, вдоль края плато над долиной реки Инхенио. Эти изображения тоже имеют свои особенности.

 

Все рисунки выполнены одной непрерывной линией, нигде не замыкающейся и не пересекающей самое себя. «Вход» и «выход» чаще всего выглядят как две параллельные линии. Контурная линия начинается и заканчивается на полосе или площадке, при этом раздвигает кромку последней, свидетельствуя, что рисунок выполнялся одновременно или позже площадки, даже если она «портит» изображение.

кривые, рисунки, рельеф, красота, гармония
 

Кривые рисунков идеально сопряжены между собой и с прямыми (установлено М. Райхе), т.е. они выполнены по строгим математическим законам, чем объясняется их удивительная красота и гармония. Все рисунки, за исключением обезьяны, выполнены механистично — это символы, лишенные эмоциональной окраски. Но при всем своем совершенстве рисунки имеют искажения — асимметрию, которую часто объясняют несовершенством метода увеличения рисунка с эскизов. Возможно, эти искажения скорее напоминают те, что возникают при проецировании под углом к поверхности. Попытки с помощью компьютера «выровнять» рисунок паука показали, что искажения имеют трехмерный характер, т. е. они не могли получиться в результате каких-либо приемов увеличения на плоскости.

 

Интересно, что на рисунках обезьяны и «фигуры с девятью пальцами» кисти левой конечности пятипалые, а правой — четырехпалые.

 

Часть рисунков имеют секущие линии, параллельные какому-либо отрезку контура. Другая категория рисунков выполнена сложным заполнением внутреннего пространства, когда каждый последующий виток как бы «опирается» на предыдущий. Такая логика построения рисунков используется при математическом описании фигур в компьютерных технологиях.

логика, построение, рисунки, Анды
 

Таким образом, для смысловых фигур пустыни Наска характерны символизм и механистичность техники исполнения, которые придают им сходство с рисунками графопостроителя.

 

В поисках логики

 

Область распространения перуанских наземных фигур в средней зоне Анд вдоль всего Тихоокеанского побережья, масштаб работ в целом, видимая легкость исполнения, обилие «шумовых» элементов, динамизм фигур, механистичность рисунков и их сходство с компьютерной графикой вызывают сомнения относительно принадлежности их к такой локальной культуре, как индейская культура наска. Большинство исследователей не уделяли должного внимания изучению геометрических фигур, хотя как раз их исследование может привнести качественное изменение в подходе к пониманию истинного содержания этого феномена.

 

Масштабность работ с одной стороны и их условная скрытность с другой — вот характерная особенность этого памятника, которая выделяет его среди других памятников. Перуанские наземные фигуры не видимы с поверхности земли, их заметили только, когда человек поднялся в воздух, т. е. на определенной ступени развития цивилизации. Осознание информативности фигур, сложности техники исполнения и содержания схемы линий происходит постепенно по мере развития современных знаний и технологий.

памятник, знания, технологии, техника исполнения

Изображения животных концентрируются в довольно узкой области и служат своего рода приманкой, привлекая внимание именно к этому участку плато над долиной реки Инхенио. Здесь проходят несколько параллельных между собой длинных линий, которые к тому же отмечены расширениями в сторону обрыва. В их расположении угадывается определенная гармония. Измерения промежутков между этими линиями (назовем их «координатными») выявили, что они составляют пропорцию 5:6:7:8!

 

В пределах этого участка плато третья координатная линия и расположенный на ней третий центр первоначально лишь предполагались. Рассмотрение общей схемы основных линий Наски подтвердило правильность логических построений: третий центр существует в центральной части схемы и, более того, от него отходит на юг явно выраженная третья координатная линия. Она соединяет третий центр с еще одним из центров. Линия зимнего солнцестояния пересекает систему координатных линий под углом 80°.

 

Окончательно пропорция выглядит как 4:5:6:7:8. Эта система позволяет соответственно пронумеровать центры, расположенные на координатных линиях, приняв начало отсчета пропорции за ноль. На общей схеме эти центры отмечены порядковыми номерами.

склон горы,Разгадка,  фигуры, плато
 
Выявленная автором логика в расположении линий на краю плато подсказывала, что есть смысл проанализировать, с какой целью нанесены другие километровые линии на плато. Оказалось, что значительная их часть соединяет между собой центры. При этом обнаружилось, что пять пар линий, соединяющих центры, параллельны между собой. Они формируют две геометрические фигуры: шестиугольник и параллелограмм, близкий по форме к ромбу. Внутри обеих фигур, на диагонали «ромба» (ее длина примерно 21 км) расположен третий центр, около которого на склоне горы находится единственная человекоподобная фигура на плато.

 

Таким образом, можно предположить, что информация, скорее всего, заключается в пространственном расположении 12 центров и их взаимосвязи. О чем рассказывает схема? Или, может, предупреждает? Что символизирует единство четырехпалых и пятипалых рук?

 

Разгадка не найдена

 

Можно попытаться отождествить третий центр с нашей планетой, Землей, а систему координатных линий с Солнечной системой. Тогда другие центры на координатных линиях могут соответствовать: 4 — Марсу, 6 — Юпитеру, 7 — Сатурну, 8 — Урану, вынесенный в сторону центр на пятой линии — поясу астероидов или гипотетическому Фаэтону. Третий центр, Земля, занимает на схеме ключевую позицию: он находится внутри обоих многоугольников и как бы является связующим звеном между двумя мирами: Солнечной системой и какой-то еще, нам не известной. Композиция из двух многоугольников выглядит объемной и напоминает некую кристаллическую структуру. Компьютерная обработка показала, что третий центр является еще и центром вращения этой кристаллоподобной композиции.

 

Кто же был автором этого творения? Коечто о нем мы уже знаем. Тот, кто оставил эти фигуры, скорее всего, имел возможность перемещаться по воздуху и безукоризненно ориентировался в пространстве. Возможно, что создатели феномена обладали источником неизвестной нам энергии, которая при соприкосновении с грунтом оставляла «следы». В предисловии к статье Поля Косока «Загадочные следы Наски», в которой были опубликованы сделанные с воздуха фотографии наземных фигур, говорится, что автор попытался «бросить вызов» научным кругам. Однако должного отклика статья не получила и до сих пор. П. Косок не случайно назвал полосы и треугольники словом «markings» — отпечатки, следы. Скорее всего, это не образное сравнение, а интуитивная догадка, попытка осмыслить нечто, превосходящее по технике исполнения уровень современных человеческих возможностей.

Композиция, автор, творение, композиция

«Путеводными указателями для странников» были названы линии Наски в «Хронике Перу», написанной испанским хронистом Педро Сьеса де Леон в 1548 году. Кто эти странники?

 

Гигантские фигуры в пустыне Наска построены очень точно, а в расположении рисунков можно выделить математические закономерности. Поэтому можно предположить, что информация, которую хотели донести древние строители, заключается в расположении 12 центров. Не исключено, что все эти фигуры носили прикладной характер и на самом деле являются останками огромной древней обсерватории.

 

Так или иначе, это послание ждет своего адресата. Информация заложена ненавязчиво, логика распределения центров не бросается в глаза. Нам пока трудно постичь смысл оставленной информации, однако наличие в этом построении математической логики и астрономических ориентиров позволяет сделать предположение, что информация имеет общечеловеческое значение. Те, кто ее оставил, были наделены разумом, зрением, располагали сведениями о земной фауне и обладали строгой математической логикой, которая не подвержена действию ни времени, ни субъективного подхода. Они зашифровали на плато Наска какие-то сведения с помощью построенных с высочайшей точностью гигантских геометрических фигур. «Жизнь в аду замороженной математики» — это сравнение астронома Дж. Хокинса точнее всего отражает впечатление, которое оставляет феномен пустыни Наска при знакомстве с ним.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!