«Чувство красоты и чувство истины есть одно и то же чувство природы».

Петр Митурич

 

На грани футуризма

 

Творчество Петра Митурича (1887-1956), художника-графика и теоретика искусства, принято относить к русскому авангарду первой половины ХХ в. Он был, безусловно, удивительно неординарной личностью. Сближаясь изредка с какой-нибудь из художественных группировок, он тем не менее не входил ни в одно из творческих объединений.

 

Сам же художник не причислял себя к авангардному течению в искусстве. И хотя он смело экспериментировал, совершая художественные открытия, практически все его работы отличались жесткой и реалистичной манерой письма и почти все вошли в коллекции Русского музея и Третьяковской галереи.

Петр Митурич,  Искусство, открытия
Петр Митурич

 

Жизнь Петра Митурича, выстроенная наперекор обстоятельствам, была более чем тяжелой. Правда, можно считать, ему еще повезло: после обвинения в «антисоветском выступлении» в начале 1937 года его уволили с работы, но не осудили, и он хоть и остался безработным изгоем, но все же продолжал жить и трудиться.

 

 

 

Суровый реалист эпохи авангарда

 

«Художник со своей интуицией должен плечом к плечу с ученым, вооруженным знаниями, участвовать в борьбе за познание тайн природы», — говаривал Петр Митурич. В своем творчестве художник проявил не только талант великолепного рисовальщика или книжного дизайнера. В 1920-30-е годы Митурич устремился в иное измерение как «художник-конструктор», изобретая необычные движущиеся аппараты — «волновики». Он был изобретателем похлеще Леонардо да Винчи. Результат его изобретательской активности — два аппарата: один похож на птицу, а другой — на червяка.

 

Откуда же у художника тяга к технике? Петр Васильевич происходил из семьи потомственных военных. Еще его отец, Василий Петрович, профессиональный военный артиллерист, оставил было военное дело ради литературного поприща, но не преуспел в этом и вернулся на службу. Василий Митурич мечтал сконструировать гигантский коробчатый змей, способный поднять в воздух солдата-корректировщика артиллерийской стрельбы.

 

Поэтому, видимо, не случайно научная и техническая деятельность Петра Митурича началась с обращения к авиации и конструирования летательных аппаратов. Получение образования будущий художник начал с Псковского кадетского корпуса, затем, увлекшись рисованием, окончил Киевское художественное училище и батальный класс Императорской Академии художеств. В годы Первой мировой войны П. Митурич выезжал в команде художников на фронт. Его натурные батальные рисунки того времени хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

 

 «Я ставил себе задачей развитие «нового чувства мира» как необходимой познавательной силы, — писал в своих воспоминаниях Петр Митурич. — На основе этого сочетательного диалектического чувства я искал в образах наблюдаемого мира новые характеристики, которых не усматривал ни в чьей современной живописи. Если у меня выходило нечто виденное, то я отметал, как нетворческое, ученическое ощущение. Что этот метод чувства является познавательной силой, я также испытал в области научных исследований. Кроме занятий живописью меня интересовала проблема вскрытия истинных закономерностей динамики живых существ в полете, плавании и наземном передвижении. Существующие учения меня не удовлетворяли. Поняв волновую природу движения, мне удалось осуществить ряд аппаратов — волновых движителей, действие которых убеждает в правильности моего понимания динамики природы».

 

Характерный пример творчества Петра Митурича — изобретение, на которое в 1933 году он получил авторское свидетельство № 33418: «Движитель в форме рыбьего корпуса для судов, глиссеров, самолетов и дирижаблей, отличающийся тем, что он представляет собой приводимые во вращение изогнутые стержни, расположенные внутри эластичного корпуса, в целях сообщения этому корпусу при помощи шатунов, связанных со стержнями, волнообразного движения».

Судно, волновые движения, рыбий корпус
Судно с волновыми движениями

В другой заявке на изобретение, «Движитель для судов в форме гибкого рыбьего тела» (авторское свидетельство № 30567, 1933 год), Митурич предлагал колебательное движение осуществлять при помощи эластичных воздушных камер, расположенных симметрично по обе стороны металлического каркаса и заполняемых последовательно друг за другом воздухом или отработанным газом.

 

 

 

В третьем изобретении, «Устройстве для приведения судов в движение» (авторское свидетельство №31789, 1933 год), внутри гибкого корпуса судна по его продольной оси проходил вал, вращающийся от какого-либо двигателя. На валу один за другим располагались эксцентрично насаженные «волнообразные» диски, которые при вращении вала передавали корпусу колебательные движения, заставляя тем самым судно идти вперед.

 

Художник разрабатывал и новые конструкции дирижаблей (авторское свидетельство №62924, 1943 год): «В отличие от обычных типов дирижаблей, приводимых в движение от моторов пропеллерами, этот получает продвижение благодаря колебательно-пропульсивному движению его корпуса, возникающему при вращении продольного вала с грузами, расположенными на нем с разным эксцентриситетом». Остальные изобретения Петра Васильевича Митурича касаются различных технических тонкостей: передачи движения от двигателей к корпусу в целях создания волнообразных колебаний, распределения впуска и выпуска воздуха в «баллонеты оболочки дирижабля». Всего же он получил 9 авторских свидетельств об изобретении.

Дирижабль-волновик, воздух,изобретение
Дирижабль-волновик

На пороге бионики

 

Пытливый взгляд художника всегда пытался проникнуть в тайны окружающего его мира. Наблюдая способы передвижения живых существ, он отметил, что, несмотря на разнообразие, все они носят колебательный, «волновой» (по его выражению) характер. Аппараты, «подсмотренные» им у природы, внешне копировали движения рыб, акул, дельфинов. Митурич любил следить за черепахами в воде, за стремительными бросками летучих рыб, акул, тунца. Он разыскивал труды по исследованию плавания рыб, и в особенности, ластокрылых обитателей морей, тщательно изучал работу основоположника современной аэро- и гидромеханики Николая Егоровича Жуковского «Опыт применения аэродинамической теории к полету птиц».

 

 

 

Еще в 1920-е годы, когда не существовало само понятие бионики, талантливый изобретатель предложил использовать в качестве движителя гибкий корпус самого судна, совершающий волнообразные движения. Как указано в свидетельстве на изобретение № 33418 от 8 января 1930 г., движитель представлял собой «приводимые во вращение изогнутые стержни, расположенные внутри эластичного корпуса, в целях сообщения этому корпусу при помощи шатунов, связанных со стержнями, волнообразного движения». Идея была столь необычна, что специалисты поторопились отнести ее к области фантазии. Хотя Митурич построил модель и испытал ее в Сокольническом пруду в Москве, он получил такой отзыв: «Мы, судостроители, боремся с гибкостью судов, а вы ищите в ней какие-то динамические возможности. Смело до безумия, но фантастично и неактуально».

живые существа, колебания, волны
 

Сегодня специалисты по бионике считают, что принцип нестационарности движителя, по-видимому, и лежит в основе экономичности передвижения рыб и морских животных, так как они совершают туловищем и плавниками сложные изгибо-крутильные колебания, согласованные между собой таким образом, что при равномерном поступательном движении затрачивается очень небольшое количество энергии.

 

В погоне за солнцем

 

В 1921 году Митурич подал заявку на модель волнового «летуна» (самолета), но получил на нее отрицательный отзыв знаменитого аэродинамика Б.Н. Юрьева. Однако изобретатель не опустил рук, а в течение долгих тридцати лет доводил конструкцию до ума. В конце концов, ему все же удалось построить модель весом в 70 грамм с крохотным моторчиком и несущей поверхностью в 6,6 дм2 . Конструкция принципиально отличалась от орнитоптеров и других «махолетов» тем, что не двигала крыльями. Цельное упругое крыло укреплялось под фюзеляжем, как на моноплане, но винт отсутствовал. Полет осуществлялся за счет колебательных импульсов, поступавших на крыло от заключенного в обтекаемый кожух эксцентрика. Он приводился в движение заводной пружиной от будильника.

движитель, вращения, стержни
 

Петр Митурич не ограничивался подачей заявок и постройкой моделей, а стремился продвигать свои идеи в жизнь. Ища поддержку своим начинаниям, он обращался во многие организации, к разным ученым. Дела двигались туго: уж очень отличался принцип, заложенный в его конструкциях, от традиционных. В 1933 году Митурич составил своеобразную пояснительную записку, названную им «Декларацией», в которой разъяснял идеи волнообразного движения, сравнивал его с известными техническими решениями, от которых предлагаемый отличался принципиально, и просил проведения по своему предложению тщательных исследований. Он считал существующие двигатели, основанные на преобразовании вращательного движения в прямолинейное, как бы чуждыми естественной среде, ее ритмам, а, следовательно, малоэффективными.

движитель, конструкция, самолет, летун
Движитель-волновик

«Не та техника, которая стремится изменить дикое и никогда непобедимое лицо природы, но та будет родной человеку, которая широко использует свободную игру сил ее во всем диапазоне уловимых октав ее колебаний», — писал таланливый художник-конструктор. Какой контраст по сравнению с лозунгом тех же лет — «Мы не можем ждать милостей от природы!»

 

 

 

«Декларацию» изобретатель разослал в Комитет по изобретениям, в ЦК ВКП(б), в Дирижаблестрой, в Наркомвод, в ЦАГИ. За содействием с просьбой рассмотреть предложения Петр Васильевич обращался к известным ученым. В 1933 году он встречается с Г.М. Кржижановским. Заинтересовавшись, вице-президент Академии наук направляет его к другому ученому, профессору Гидротехнического института А. Миловичу. Ответ Миловича был таков: «Идея использования колебательных и винтовых движений Петра Васильевича Митурича, совершенно не развитая еще в настоящее время ни теоретически, ни практически, несомненно, заслуживает внимания. Для возможных оценок ее в практических приложениях необходимо дать инициатору идеи средства на воспроизведение первых моделей, наблюдая движение которых мы могли бы подойти ближе к развитию теоретического обоснования утилизации подобных явлений».

 

Но отношение к предложениям изобретателя было неоднозначным. В приемной вице-президента один из инженеров заявил Митуричу: «Идея полусумасшедшая по смелости». Тем не менее среди ученых были и сторонники изобретателя. Из заключения экспертной комиссии при Отделе изобретений Народного комиссариата авиационной промышленности от 25 октября 1940 года: «Предлагается построить действующие модели (волновик-дирижабль, мускулат), основанные на принципе движения рыб. Ожидаемые преимущества: уменьшение лобового сопротивления, увеличение скорости». Весной 1941 года, наконец, были ассигнованы средства на постройку большой модели «волновика», но все планы разрушила война. И Петр Васильевич продолжал строить модели дома, используя подручные средства и материалы.

Модель, летательный аппарат Митурича, полет
Модель летательного аппарата Митурича

Многие идеи Митурича были делом будущего. Так, еще в 1933 году он решает спроектировать оригинальный волновик-гидросамолет. Когда изобретатель посвятил одного крупного ученого в проект «кругосветного полета на нем в погоню за Солнцем в 30 часов», тот испугался и попросил об этом никому не говорить, чтобы автор не прослыл безумцем. Характерно, что Валерий Чкалов в то самое время тоже мечтал облететь «вокруг шарика». Кстати, беспосадочный кругосветный полет без дозаправки в воздухе был осуществлен американскими пилотами на специально спроектированном для этой цели «Вояджере» лишь в 1986 году, да и то он продолжался почти десять суток.

 

 

 

В изобретательском наследии Петра Васильевича Митурича, безусловно, необходимо разобраться. Конечно, необычность его предложений и противоречивость различных авторитетных людей в их оценках и сегодня оставляют открытым вопрос о правоте его выводов. Сам же Митурич до конца своих дней сохранял убеждение в перспективности «волнового» движения.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!