Действительно ли прослушивание музыки может влиять на наши ценности? Вопрос до сих пор актуален. Компания ученых из 12 стран мира (от Бразилии до Гонконга) решила проверить, как ценности любителей музыки регги совпадают с ценностями культуры происхождения этой музыки – Ямайки.

Данные были собраны в Европе, Южной Америке, Африке и Азии в рамках большого проекта «Как люди слушают музыку?». Оказалось, что предпочтение музыки регги тесно связано с определенной группой ценностей. В теории Ш.Шварца они называются «Открытость изменениям». Таким людям важна свобода мысли и действия. У них высока потребность в новизне и полноте жизненных ощущений. Также для них важно получать удовольствие от жизни.

 

На Ямайке чем больше человек любит музыку регги – тем больше он «открыт изменениям». То же, к примеру,  во Франции и Новой Зеландии.  По мнению ученых это подтверждает гипотезу «отдаленной аккультурации».

 

Ценности «Открытости изменениям» свойственны культуре Ямайки. Это отражается в музыке регги. Не зря характерный ритм регги называют «позитивная вибрация». Люди по всему миру слушают Боба Марли и… становятся ближе к Ямайской культуре, разделяя ее идеалы. А чем ближе к Ямайке расположена страна – тем больше у любителя регги выражены ямайские ценности.

 

Логичный вопрос – а что здесь первично? Может быть это ценности заставляют людей выбирать растаманскую музыку, а не наоборот? Ученые не обходят вниманием это противоречие. Но однозначного ответа на него нет. Если вы такой человек, для которого важно никогда не нарушать правила,  а также стабильность и порядок – вряд ли вы будете слушать регги. Потому что ценности порядка и правил («Сохранения» по Ш.Шварцу) противоречат ценностям «Открытости изменениям», которые слышатся в каждой ноте этой музыки.

 

Но вот молодой человек, самостоятельный и творческий бунтарь, врубил в наушниках Боба Марли. Он сам выбрал растаманскую музыку, как созвучную, но…она в свою очередь влияет на его видение мира. Ценности «открытости изменениям» будут становиться еще более значимыми благодаря знакомству с творчеством регги-музыкантов. И Африка будет медленно проявляться, даже среди северных льдов.  Как пела русскоязычная регги-группа «Комитет Охраны Тепла»: «Я внеплановый сын африканских трав / Я танцую регги на грязном снегу / Моя тень на твоем берегу».

 

Полное описание исследования: Gail M. Ferguson et. all “Get Up, Stand Up, Stand Up for Your Rights!” The Jamaicanization of Youth Across 11 Countries Through Reggae Music? // Journal of Cross-Cultural Psychology May 2016 47: 581-604

 

 

Хухлаев О.Е. - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

 

Источник: PsyPress.ru