И тогда тоже люди любовались ими, пока вся эта неземная роскошь из красного дерева не была превращена в пылающие костры и мелкие щепки грубыми железными "корытами" – чумазыми от дыма паровых машин, совершено неуязвимыми для ядер за своей броней и вооруженными новыми казнозарядными пушками, которые стреляли бомбическими снарядами невиданной разрушительной силы. К их кинетической энергии добавлялась энергия заложенного внутри взрывчатого вещества.

 

Конечно, ни одного такого парусника в Мадриде нет. Насколько я знаю, единственный сохранившийся до наших времен парусный линкор стоит в Лондоне. Зато в Морском музее полно моделей этих кораблей. Я хотя сам и не моделист, но что называется сочувствующий. Но на хорошо сделанную модель с интересом может смотреть и совершенно посторонний человек – просто как на произведение искусства.

 

Парусники той эпохи – просто идеальный объект для моделирования. Но это – работа для матера экстра-класса, сделать такое – не каждому по силам. Да и размеры многих моделей Музея – не для комнаты, а для зала с дворцовым потолком. Масштаб обычно 1:32 или даже 1:12 – мачты линкора получаются выше человеческого роста.

 

Деталировка полная, никакой имитации, то есть если на судне та или иная деталь рангоута, силового набора или вооружения была, то и на модели она присутствует – в нужном масштабе. Отображены самым тщательным образом и все декоративные украшения, которые имел корабль. Материалы – точно те же, что шли на его постройку в натуре – никаких суррогатов! Если дуб, так дуб, где бронза – там бронза, если стекло – то исключительно натуральное.

 

Дело в том, что большинство этих моделей делались не как музейные экспонаты, а как образцы при строительстве тех судов, которые они изображают. Соответственно многим из них уже по 200-300 лет, а то и более. А после завершения строительства корабля модели использовались как учебные пособия – по ним гардемарины, будущие военные моряки, а также будущие кораблестроители постигали архисложную науку морской архитектуры.

 

И после стольких лет такого использования многие модели – как новые. Нет, конечно, не как новые – они выглядят как бережно хранимые антикварные драгоценности. Ну и сделаны добротно – на века.

 

От всего этого великолепия у меня так разбежались глаза, что я забыл про главное – что надо бы фотографировать таблички перед экспонатами. Вспомнил про это, только когда пришел в себя, выйдя из Музея и отойдя от него метров на 500... Так что прошу прощения за то, что большинство приведенных ниже снимков – без названий. Но хватит разговоров, идем смотреть!

 

Испанский трехпалубный военный корабль XVII века
Испанский трехпалубный военный корабль XVII века. К сожалению, я не силен в классификации, впрочем, читая регулярно морскую историческую и аналитическую литературу, я с облегчением убедился, что страдаю этим недостатком не я один – есть знаменитейшие корабли, которые каждый автор классифицирует по-своему... А на табличках в Мадридском морском музее, как я уже говорил, чаще всего написано "navio", а это по-испански означает "корабль" любого класса. Так что я, ничтоже сумняшеся, думаю глядя на рангоут и пропорции корпуса, что это линейный корабль – линкор. Если я ошибаюсь – поправьте, пожалуйста.
Испанский трехпалубный военный корабль XVII века
Еще один кадр того же линкора
Вид с бушприта
Он же - вид с бушприта. В стекле "аквариума" в котором стоит модель, отражается борт линкора
Носовая часть линкора
Обойдем линкор вокруг. Носовая часть – бушприт, фок-мачта, ее ванты, якоря и бульварк (кажется, так это называлось? – часть борта с орудийными портами)
На шканцах
На шканцах. Шканцы – это средняя часть палубы от фок-мачты до юта, то есть в данном случае от самой носовой оконечности палубы и до кормовой надстройки. На модели точно отражен не только силовой набор корабля, но даже шлюпок на нем. Есть все палубные механизмы, не удивлюсь, если они сделаны матером действующими
Часть борта в средней части корпуса со снятой обшивкой
Часть борта в средней части корпуса со снятой обшивкой (вернее – обшивками, поскольку их доски накладывались друг на друга слоями крест-накрест. Не удивительно, что в то время такой корабль было легче сжечь, чем пустить на дно, изрешетив борта ядрами. Эти корабли действительно были чрезвычайно прочными. И если они делались правильно, то служили более века, и не в портах отстаиваясь! Куда там нынешним "железным корытам"... А что значит правильно? Качественно! От выбора и сушки древесины и до запрета рабочим на верфи оставлять за собой ну хоть самый мелкий мусор – попадая во всякие полости и ниши, он начнет гнить и его гниением будет поражен и корпус
Основание фок-мачты и начало юта
Идем дальше в корму... Вот основание фок-мачты и начало юта
На борту еще якоря (в т.ч. плавучий) и трап
Кормовая надстройка. На борту еще якоря (в т.ч. плавучий) и трап - по нему попадали на борт и матросы в робах, и адмиралы в париках и камзолах со шпагами
Силовой набор кормы и устройство кормовой надстройки
Силовой набор кормы и устройство кормовой надстройки
Корма линкора
Корма линкора во всем своем дворцовом великолепии. Там размещались операционная, штурманская, помещения офицеров, и кают-компания
112-пушечный линейный корабль Real Borbon
112-пушечный линейный корабль Real Borbon («Королевский дом Бурбонов») – он был флагманом испанского королевского флота. Построен по чертежам Главного кораблестроителя Испании Хосе Ромеро у Фернандеса де Ланда. Корабль был спущен на воду в 1818 году, а модель его была изготовлена специально как подарок королю Фердинанду VII (вообще-то испанцы его называют Фернандо VII) для ее установки в королевском дворце. Масштаб 1:32 впечатляет
Так выглядел "Король Бурбон" спереди
Король Бурбон с кормы
А вот он же – с кормы. Как обычно, это самая красивая часть судна парусной эпохи
Испанский линкор XIX века
Еще один испанский линкор XIX века – три закрытых орудийных палубы плюс пушки на верхних палубах
Испанский линкор XIX века, вид с кормы
 
Испанский линкор XIX века, вид с кормы
Он же – вид с кормы
Испанские линейные корабли XIX века
 
Испанские линейные корабли XIX века
Еще испанские линейные корабли XIX века. Такие в союзе с французами сражались с англичанами при Трафальгаре
Фигурки офицеров Королевского флота Испании времен Трафальгара
Фигурки офицеров Королевского флота Испании времен Трафальгара – подарок Музею от частного лица
Модель стапеля для строительства больших судов системы инженера Гатье
Модель стапеля для строительства больших судов системы инженера Гатье, которая была внедрена в Испании в середине XVIII века. Выполнена в масштабе 1:12. На стапеле изображен стоящийся корпус 74-пушечного линкора "Сан Хуан Непомусено". Этот сравнительно небольшой линейный корабль был заложен 18 июня 1765 г., спущен на воду 18 октября 1766 г. В неудачном для испанского флота 1805-м году его захватили в качестве трофея англичане и в 1818-м продали на слом
Сан Хуан Непомусено - вид на стапеле с кормы
"Сан Хуан Непомусено" - вид на стапеле с кормы
Модель сухого дока, который использовался для капитального ремонта кораблей
Модель сухого дока, который использовался для капитального ремонта кораблей
Секция корпуса двухдечного линейного корабля с установленной бизань-мачтой – вид в корму
Секция корпуса двухдечного линейного корабля с установленной бизань-мачтой – вид в корму
Трюмная часть и нижняя орудийная палуба
Еще одна подобная модель представляет секцию корпуса частично – сделаны трюмная часть и нижняя орудийная палуба
Макет в натуральную величину основания грот-мачты линейного корабля Санта Анна
Макет в натуральную величину основания грот-мачты линейного корабля "Санта Анна". Мачта уходила вниз до самого киля, крепясь к нему и ко всем палубам, сквозь которые она проходила. А вверху ее поддерживали ванты и все это позволяло ей выдерживать всю нагрузку от надуваемых ветром парусов с солидным запасом прочности. По сути, "мачты несли на себе весь корабль", когда он несся по волнам на всех парусах
Модель корпуса трехпалубного линейного корабля в разрезе
Модель корпуса трехпалубного линейного корабля в разрезе
Кормовая часть линкора
Тот же линкор – кормовая часть
Орудийные палубы – деки
И его орудийные палубы – деки. Изображена вся аскетичная обстановка боевого помещения. Шконки (подвесные койки, на которых здесь спали матросы, обычно выносились на день на верхнюю палубу. Не хватает только канатов, которыми пушки крепились к вделанным в борта кольцам, чтобы не откатывались слишком далеко от качки и от отдачи при выстреле
Модель корпуса корвета Мария Бланка
Модель корпуса корвета "Мария Бланка". Это было небольшое трехмачтовое военное судно водоизмещением всего 415 тонн
Та же модель с другой стороны
Та же модель с другой стороны показывает внутреннее устройство корабля. И снова хочется отметить тщательность работы и красоту вещи. Браво, мастер!
Главный кабестан – ручная лебедка в носовой части судна
Главный кабестан – ручная лебедка в носовой части судна, с помощью которой выбирались (то есть поднимались) все его главные якоря (их было минимум два). Это XVIII - XIX век
Так якоря крепились на бортах парусников
 
Так якоря крепились на бортах парусников
Так якоря крепились на бортах парусников
Сохранившаяся до наших дней фигура, украшавшая корму одного из испанских военных парусников
Сохранившаяся до наших дней фигура, украшавшая корму одного из испанских военных парусников. Теперь она уже много десятков лет висит на этой стене, но кажется, что от нее до сих пор пахнет морем
Силовой набор фрегата
Силовой набор фрегата – более легкий и изящный по сравнению с линкором, но от этого не менее долговечный и стойкий к ударам штормовых волн. Такие фрегаты ходили по всем океанам, наводя ужас на вражеских "купцов", которые были их главной добычей
Испанский фрегат – конец XVIII или начало XIX века
Испанский фрегат – конец XVIII или начало XIX века. Они у испанцев, как и у французов были и двухдечными. Наверное потому, что у них корабли классифицировались скорее по назначению, чем по конструкции – если для генерального сражения в боевой линии – значит линкор, ели для одиночных рейдерских набегов, разведки и связи, то есть крейсерских задач, то это фрегат. По крайней мере, мне так показалось, а спецы пусть меня поправят, если что не так
Испанский фрегат – конец XVIII или начало XIX века
Еще один кадр того же фрегата. Корпус корабля имеет существенно большее отношение длины к ширине и более заостренные носовую и кормовую оконечности
Испанский фрегат – конец XVIII или начало XIX века
И еще он же – бушприт и носовая часть. Просто красавец, жаль темно в этом месте и сам корпус судна темный, а в Музее использовать фотовспышку нельзя
Небольшой однопалубный испанский фрегат конца XVII
Вот сравнительно небольшой однопалубный испанский фрегат конца XVII (если правильно помню) века. 26 пушек среднего калибра, скорее всего 12 или 18 фунтов, т.е. чугунное ядро весило 5,4 или 8,2 кг
Еще один однопалубный фрегат
Еще один однопалубный фрегат – предтеча современных крейсеров
Еще один однопалубный фрегат
Или вот такой представитель того же овеянного романтикой класса боевых кораблей
Испанский фрегат конца XVII
Служить на таких фрегатах (да и вообще в парусном флоте) было не легко. Быт моряка был вообще просто ужасен. Вот мы видим на палубе фрегата свернутые матросские шконки (койки), которые там проветриваются и вроде как сохнут. На самом деле после дня наверху от нескончаемых брызг волн, а зачатую и внезапно налетевшего ливня они скорее там мокли. Но если так не делать, то внизу они просто сгниют. Да и вши владельцев начисто съедят... Свернутые и выстроенные так парусиновые "кровати" в бою служили дополнительной защитой от вражеских пуль и ядер мелких калибров, которые использовались при абордажных атаках
Модель матросской шконки
Модель матросской шконки. В отличие от ставшей знаменитой благодаря незаслуженно популярному в последние годы жанру "тюремной саги", она представляла собой скорее не нары, а гамак
Интерьер матросской шконки
А вот ее "интерьер" – матросы на парусниках спали прямо на орудийных палубах, их койки стояли практически вплотную, потому что экипаж линкора был свыше 500 человек, а фрегата – 200...300, а места на них было не особо много
Борт линкора XVIII-XIX века в его кормовой оконечности
Борт линкора XVIII-XIX века в его кормовой оконечности. Немного комфорта было только здесь. Да и то – весьма относительного. Быт экипажа парусника во всей своей жесткой простоте показан в весьма неплохом фильме "Хозяин морей". Как раз о Наполеоновских войнах – как они шли на море
Интерьер домашнего кабинета одного из испанских адмиралов в конце XIX века
 
Интерьер домашнего кабинета одного из испанских адмиралов в конце XIX века
Зато морской офицер Королевского флота Испании мог расслабится в комфорте на берегу. Вот воссоздан интерьер домашнего кабинета одного из испанских адмиралов в конце XIX века
Интерьер домашнего кабинета одного из испанских адмиралов в конце XIX века
Такие роскошные штандарты долго оставались и после прихода "века пара и железа" который заставил романтику ветра и паруса уйти в небытие
Парусник в музее
И теперь такие парусники остались лишь в музеях... А ведь именно они открыли европейцам большой мир, благодаря исключительно им Испания стала великой державой – одной из величайших на планете, владевшей колониями в "обеих Америках, Восточной и Западной", и в трех океанах

 

О морских путешествиях и великих географических открытиях лучше рассказывает другой музей Мадрида – Музей Америк, но кое-что есть и в Морском. Об этом наш следующий рассказ.