Миссия «Аполлон»: реальность или голливудская выдумка?
Миссия «Аполлон»: реальность или голливудская выдумка?
Фото: www.enkivillage.com

 

«Это маленький шаг одного человека и гигантский скачок для всего человечества».

Эту эпохальную фразу в 1969 году произнес человек, чья нога впервые ступила на поверхность Луны — Нил Армстронг. Через 20 минут вторым таким человеком стал его напарник Базз Олдрин. А через несколько месяцев  в материале газеты The New York Times проклюнулось первое зерно сомнения. Один из представителей  NASA в неформальной обстановке чикагского бара продемонстрировал своим компаньонам фото наземных тренировок астронавтов, которые удивительным образом были схожи с лунными кадрами.

 

Еще дальше пошел писатель Билл Кейсинг. В 1960-х он был начальником отдела технической информации в компании «Рокетдайн», которая активно участвовала в производстве ракеты «Аполлон». В своей книге «Мы никогда не были на Луне» он обосновал свою позицию рядом аргументов, где изобличающим образом опроверг подлинность миссии. Мнение небольшой группы людей стало не просто значимым и влиятельным, оно вызвало настоящий резонанс. Более того, заставило NASA защищаться и парировать в ответ. Активные схватки продолжаются и по сей день.

 

 

Аргументы сторонников «лунного заговора»

Сомнения вызывают технические возможности тех времен. Некоторые полагают, что после не совсем удачного испытания ракеты-носителя «Сатурн-5», отправлять ее в открытый космос было по меньшей мере неразумно с точки зрения безопасности. Кроме того, сторонников «лунного заговора» беспокоят следующие вопросы.

 

Каким образом были сделаны фотоснимки?

Скептики убеждены, что конструкция скафандров «Аполлона» не позволяла делать этого. Не было специальных перчаток, которыми можно управлять. В подтверждение последней мысли автор книги «Как NASA показало Америке Луну» Ральф Рене разработал проект «космическая перчатка», чтобы продемонстрировать воздействие космоса на тело. Для этого он поместил свою подвижную руку в перчатке в специальную камеру. Как только он откачал оттуда воздух, образовавшийся вакуум затруднил движение и гибкость конечности. В таких условиях, считает ученый, нажать на маленькую кнопку спуска затвора почти невозможно. К тому же камера находилась в незащищенной среде, но снимки не содержат никаких следов космической радиации.

 

Странное положение лунных теней

Тени не параллельны
Тени не параллельны
Фото: www.flickr.com

Поскольку единственный источник света — Солнце, то, по убеждению Кейсинга, тени должны быть строго параллельными, чего нет на снимках. То, что тени падают в разных направлениях, можно объяснить не иначе как отдельными искусственными источниками света.

 

Почему американский флаг развевается?

Американский флаг развевается
Фото: www.flickr.com

Во-первых, на видео он всегда ярко освещен, тогда как должен быть затемнен. Что это, если не прожектор со стороны? Во-вторых, почему он развивается в среде, где нет ветра? Значит, это спецэффект, который применили в киностудии.

 

А пустить пыль в глаза?

На снимке видны следы, хотя должны была подняться пыль
На снимке видны следы, хотя должны была подняться пыль
Фото: www.flickr.com

Двигатели модуля должны были сдуть верхние слои пыли при посадке, однако рядом с аппаратом отчетливо видны следы, а на опорах нет пыли. К тому же, 15-тонная конструкция должна была образовать под собой воронку.

 

Куда подевались звезды?

На снимке не видно звезд, видимости которых ничего не должно препятствовать
На снимке не видно звезд,
видимости которых ничего не должно препятствовать
Фото: www.flickr.com

В связи с отсутствием атмосферы погода не изменяется, и ничто не должно мешать видимости светил. Кейсинг считает, что астрономы просто проигнорировали этот момент. Если съемки велись на Земле, то очевидно, что рискованно запечатлевать их с этого положения и выдавать за сделанные с лунных позиций.

 

 

Аргументы противников «лунного заговора»

 

Фотографии

Инженеры из NASA, описывая фотокамеру Hasselblad 500, настаивают на ее практичности. Задняя часть устройства была засажена в каркас, который крепился к блоку управлению скафандра так, чтобы астронавт мог действовать руками, не беспокоясь о камере. Чтобы было удобно нажимать на спуск затвора в перчатках, кнопку увеличили до размера прямоугольника.

 

Что касается странного положения теней, то астрономы настаивают на том,  что очень сложно определить источник света по тени, так как они сходятся и расходятся в зависимости от формы отбрасывающего их объекта и от рельефа поверхности, на которую они падают. Даже в земных условиях тени не всегда получаются параллельными.

 

Пленка же не должна была расплавиться, поскольку находилась внутри фотоаппарата, изолированного специальной термоизоляцией.

Фотоаппарат Hasselblad 500 встроен в скафандр астронавта
Фотоаппарат Hasselblad 500 встроен в скафандр астронавта
Фото: www.flickr.com

Флаг

«Главное доказательство того, что он там был — он оставался неподвижен, когда мимо него проходили люди. Он шевелился только тогда, когда его трогали и отпускали, тогда он раскачивался вперед-назад», - уверен Джим Оберг, бывший космический инженер НАСА.
Эти движения объясняются так называемым затухающими колебаниями — энергией, которая уменьшается с течением времени. На Земле это маятниковое движение заглушает сопротивление воздуха, но на Луне нет воздуха, которой бы остановил движение флага, поэтому он колыхался.

 Анимированное изображение показывает неподвижность флага
 Анимированное изображение показывает неподвижность флага
Фото: NASA

Касательно освещенности полотна на видео, ученые решили провести эксперимент и приблизительно воссоздать условия лунной высадки в одной из американских пустынь. Вместо солнца источником света служил один прожектор, но даже при одном источнике освещения флаг не был затемнен с другой стороны, поскольку свет проходил сквозь него полностью.

 

Пыль

Снижаясь, аппарат сбросил мощность двигателя до 25%. Во время скольжения по поверхности плавное движение вперед еще больше уменьшило силу воздействия на Луну. Во время детального изучения снимков выявили, что слой пыли все же был потревожен, однако недостаточно, чтобы осесть на опорах.

 

Звезды

Они были слишком тусклые, чтобы запечатлеть их при том уровне выдержки, которой был у фотоаппарата. Он должен фокусироваться либо на мерцающих объектах, либо на астронавтах. Но совместить это воедино на одном снимке невозможно.

 

 

***

Вероятно, теория «лунного заговора» получила широкую огласку оттого, что была порождена не просто группой инакомыслящих, а бывшими сотрудниками самого космического агентства. Базз Олдрин в одном из интервью категорически откинул вероятность лжи.

 

«Я в целом поддерживаю свободу слова, но считаю, что люди должны помнить об ответственности, когда намеренно, ради собственной выгоды, вводят в заблуждение молодых людей, в руках которых завтра окажется весь мир».

 

Несмотря на заядлую космическую гонку между США и СССР, среди советских ученых находились и те, кто также отвергал возможную фальсификацию. Об этом, в частности, в 2009 году высказался космонавт Алексей Леонов. Однако он в своих оценках не был столь категоричен и допустил, что какие-то досъемки могли проводиться в павильоне, «чтобы зритель смог видеть на киноэкране развитие происходящего от начала до конца».

 

Если поверить в такую крупномасштабную аферу прошлого века, возникает вопрос относительно установленных на Луне лазерных дальномеров. В одном из экспериментов, по словам Олдрина, на поверхность спутника направлялись лучи лазера, которые должны были вернуться в исходную точку благодаря уголковым отражателям, оставленными астронавтами «Аполлона». Исследователи техасской обсерватории Макдональд совершают в год приблизительно 246 посылов. Они возвращаются в виде невидимых человеческому глазу сигналов. Измеряя время возврата каждого луча, ученые собирают информацию о положении Земли в Солнечной системе. 

 

Впрочем, подозрения и сомнения могут возникнуть касательно существования этих лазерных отражателей, достоверности всех экспериментов и правдивости слов противников «лунного заговора».

 

Главное не утратить нити, которой соединены все участники космической гонки и острых дискуссий — попыткой заглянуть за черту еще неизведанного и понять, способен ли человек приспособиться и выжить в неземных условиях?

 

P.S. И напоследок предлагаем вашему вниманию ролик, смонтированный из более 8,4 тыс. фотографий энтузиастом Киппом Тигом: